Ударение


Ударение
Ударе́ние

(акцент) — выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Ударение — факт супрасегментного фонологического уровня (см. Фонология); в зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид ударения — логическое ударение, назначение которого — в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, ср.: «о́н дежурит?»​/​«он дежу́рит?». Физический носитель ударения — слог или мора; в тех случаях, когда физический и функциональный носители ударения совпадают, говорят о слоговых акцентах (см. Тон).

Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему компоненту определяется фонетический тип ударения): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха (основанное на этом свойстве ударение называют динамическим, реже — экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяется музыкальное ударение, которое может реализоваться в нескольких разновидностях, например в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип ударения — количественное, но в чистом виде оно не зарегистрировано). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Эксперименты показали, что, например, носители русского и английского языков, считающихся языками с динамическим ударением, воспринимают долгие гласные (или гласные с повышением тона) как ударные, т. е. интенсивность для них — не единственный признак ударения. Установлено, в частности, что для русского ударения длительность — важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать чешские слова с долгим 2‑м слогом типа motýl ‘бабочка’ как имеющие ударение на 2‑м слоге, хотя в действительности ударение в чешском языке всегда на 1‑м слоге. В языках с противопоставлением долгих в кратких гласных признак длительности, не участвуя в создании эффекта ударения, может влиять на реализацию его разновидностей; так, в древнегреческом языке, имевшем музыкальное (тоническое) ударение, нисходящая разновидность ударения (циркумфлекс) была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута), допустимой как на долгом, так и на кратком слогах.

В отдельном языке представлен, как правило, один фонетический тип ударения; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в шведском языке, где отмечается динамическое и музыкальное ударение (оба могут присутствовать в одном и том же слове, но динамическое ударение при этом тяготеет к начальному слогу), или в датском языке, где наряду с динамическим ударением в некоторых словах есть так называемый толчок (stød) — ударение, осложнённое гортанной смычкой (предположительно — остаток прежнего музыкального ударения). Известны языки, в которых вообще не отмечено ударения (например, палеоазиатские).

Обычно в языках с ударением каждое знаменательное слово имеет ударение, и притом единственное; в некоторых языках в многосложных словах возможны два ударения одного типа, из них одно — главное, другое — второстепенное (например, в английском, немецком, ср. англ. competition ‘соревнование’ с главным ударением на 3‑м слоге и второстепенным ударением на 1‑м слоге). Наряду с обязательно ударными словами (ортотоническими) выделяются обязательно безударные — энклитики, к ним относятся артикли, предлоги, послелоги, частицы. В определённых условиях, однако, некоторые из таких слов могут в составе фразы «перетягивать» ударение со знаменательных слов (ср. «по́ воду», но «по я́годы»). Такое смещающееся ударение в индоевропейских языках называется рецессивным (Е. Курилович). Оно наблюдается в тех знаменательных словах, которые в праславянскую эпоху принадлежали к группе так называемых энклиномена (называемых так вслед за Р. О. Якобсоном, т. е. не имевших обязательного ударения, что отражено в фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним ударением).

Кроме фонетических типов ударения различаются структурные типы — по характеру расположения ударения в структуре слова; при этом важно учитывать два аспекта — фонологическую (слоговую или морную) и морфологическую структуру. Применительно к слоговой структуре слова говорят о свободном и связанном ударении: свободное ударение может падать на любой слог, связанное — на определённый. Связанное ударение, в свою очередь, может быть представлено двумя подтипами: фиксированное ударение (имеющее единственное постоянное место) и ограниченное ударение (имеющее определённую зону локализации). Примеры свободного ударения — в русском, английском языках; связанное фиксированное ударение — в чешском, венгерском языках (на 1‑м слоге), связанное ограниченное — в латинском языке (отстояние ударения от конца слова = 1 слог + 2 моры, ср. dī́vido ‘разделяю’ — dīvī́si ‘разделил’: в первом слове ударение на 2‑й море 1‑го слога, во втором — на 1‑й море 2‑го слога), аналогичный тип ударения — в древнегреческом, где расстояние между ударной морой и конечной морой не может превышать один слог.

Свободное динамическое ударение способно вызывать качественные и количественные изменения гласных в составе слова, известные под названием редукции, происходящей, например, в безударных слогах в русском и английском языках. Это, однако, наблюдается не всегда, и ударение, которое вызывает редукцию, называют иногда (С. И. Бернштейн) сильноцентрализующим, в противоположность слабоцентрализующему, т. е. не вызывающему изменений вокализма слова. В русском языке редукция регулируется формулой Потебни: ...12311..., где цифры означают соответствующую степень полнозвучности слога в слове, считая от ударного (3). Внешне аналогичный подход используется в порождающей фонологии Н. Хомского — М. Халле (см. Генеративная лингвистика), в которой вводится понятие акцентного контура слова с градацией степеней ударности слогов от одного (главное ударение) до четырёх (безударность).

Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и неподвижное (постоянное) ударение; эта характеристика имеет фундаментальное значение в славянских и балтийских языках. Подвижность означает, что в пределах морфологической парадигмы ударение в разных словоформах может быть то на основе, то на окончании. Тем самым наряду с формальными словоизменительными парадигмами складываются акцентные парадигмы, служащие дополнительным средством различения грамматических форм (а иногда и единственным, ср. «о́кна — окна́»). Подвижность может проявляться либо в полупарадигме (например, у слова «рука» в полупарадигмах единственного и множественного числа, ср. «рука́ — ру́ку», «ру́ки — рука́ми»), либо между полупарадигмами, когда внутри каждой из них ударение колонное (неизменное), ср. формы слова «дело» (колонное ударение на основе в единственном числе и колонное ударение на флексии во множественном числе). Если словоформа содержит нулевое окончание, ей приписывается так называемое условное ударение (А. А. Зализняк), например у слова «стол» в именительном падеже единственного числа — нафлективное, а у слова «дом» — наосно́вное. Акцентные парадигмы обобщаются в акцентные типы; например, для славянских языков установлены 3 типа: 1) постоянное ударение на основе (корне) — тип A (баритонированный), 2) постоянное ударение на флексии (посткорневом элементе) — тип B (окситонированный), 3) подвижное ударение — тип C (подвижный).

В истории языка акцентные типы подвержены изменениям. Изменяться могут также и общие структурные и фонетические типы ударения. Так, в славянских языках наблюдается переход от музыкального ударения к динамическому в русском, украинском, белорусском, польском, от свободного (подвижного) к связанному (постоянному) — в чешском, польском.

Языки, имеющие единственную оппозицию «ударность — безударность», называются монотоническими (моноакцентными); языки, имеющие также оппозиции фонетических типов ударения, называются политоническими (полиакцентными). Само ударение исторически может развиваться из тона; такой путь предполагается, например, для индоевропейских языков (тон → музыкальное ударение → динамическое ударение).

Ударение выполняет в языке различные функции. Общей для всех типов и видов ударения является кульминативная функция — обеспечение цельности и отдельности слова путём просодической централизации его слого-звуковой структуры (выделение просодического центра слова). Свободное и ограниченное ударение способно выполнять сигнификативную функцию, различая, кроме грамматических форм, также лексемы и лексико-семантические варианты слов (ср. рус. «за́мок — замо́к»; др.-греч. φόρος ‘налог’ — φορός ‘несущий’, εἰμί ‘я есть’ — εἶμι ‘иду’; нем. ǘbersetzen ‘переправлять’ — übersétzen ‘переводить’; англ. pérfect ‘совершенный’ — perféct ‘совершенствовать’). Связанное (особенно фиксированное) ударение выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая границы слов. Ударение любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонации фразы и соотносясь с прагматическими значениями (см. Прагматика).

Функции ударения, структура акцентных парадигм и их история изучаются в акцентологии. Словесное ударение играет важную роль в ритмической структуре поэтической речи, взаимодействуя с метрикой стиха.

  • Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., 1960;
  • Тронский И. М., Древнегреческое ударение, М. — Л., 1962;
  • Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М., 1967;
  • его же, От праславянской акцентуации к русской, М., 1985;
  • Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;
  • Дыбо В. А., Славянская акцентология, М., 1981;
  • Касевич В. Б., Фонологические проблемы общего и восточного языкознания, М., 1983;
  • Kuryłowicz J., L’accentuation des langues indo-européennes, Wrocław — Kraków, 1958;
  • Garde P., L’accent, P., 1968;
  • Martinet A., Accent et tons, в его кн.: La linguistique synchronique, 3 éd., P., 1970;
  • Lehiste I., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) — L., 1970;
  • Jakobson R., Die Betonung und ihre Rolle in der Wort- und Syntagmaphonologie, в его кн.: Selected writings, 2 ed., v. 1, The Hague — P., 1971;
  • Hyman L. M., Phonology. Theory and analysis, N. Y. — [a. o.], 1975;
  • см. также литературу при статье Акцентология.

В. А. Виноградов.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ударение" в других словарях:

  • УДАРЕНИЕ — УДАРЕНИЕ, ударения, ср. 1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что нибудь (на такой то звук, слог и т.д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное ударение. Музыкальное …   Толковый словарь Ушакова

  • УДАРЕНИЕ — (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… …   Современная энциклопедия

  • УДАРЕНИЕ — (акцент) ..1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ударение — (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ударение — акцент, упор; тюканье, столкновение, осаливание, ухание, икт, стуканье, тонема, тыканье, уханье, тюкание, пыряние, шлепанье, выделение, хряпанье, хрястанье, хрясканье, значок, пинание, хлясканье, ошарашивание Словарь русских синонимов. ударение… …   Словарь синонимов

  • ударение — Ударение, акцент (Accent, Emphasis)     Надстрочный знак, указывающий на особенности произношения слова, в частности на ударный слог. В русском языке в качестве знака ударения используется акут [один из верхних акцентов – «oстрое» ударение] …   Шрифтовая терминология

  • УДАРЕНИЕ — УДАРЕНИЕ, я, ср. Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. У. падает на первый слог. Поставить у. Логическое у. (интонационное выделение важнейшего в речи). Толковый словарь Ожегова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Ударение — (лат. Ictus = удар, У.). Под этим грамматическим терминомразумеются разные оттенки силы и музыкальной высоты звука, наблюдаемые вречи. Смотря по тому, рассматриваем ли мы эти оттенки внутри одногослога, или внутри целого слова, или, наконец,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ударение — См. язык В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • Ударение —     УДАРЕНИЕ. Усиление голоса или повышение тона на одном слоге сравнительно с другими слогами того же слова или целого словосочетания. См. Выдыхательное у …   Словарь литературных терминов

  • УДАРЕНИЕ — УДАРЕНИЕ. 1. Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: в русском, английском, французском, польском и ряде других языков – силой выдоха; в литовском, китайском, японском и др. языках – изменением высоты …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

Другие книги по запросу «Ударение» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.