Тон

Тон
Тон

(от греч. τόνος — натяжение, напряжение) — наделённое значимостью контрастное варьирование высотно-мелодических голосовых характеристик при произнесении языковых единиц. В фонетическом отношении тон есть акустический коррелят физиологического действия — колебания голосовых связок, создающего эффект так называемого основного голосового тона (см. Фонетика, Гласные). В фонологическом отношении тон — одно из различительных звуковых средств, используемых для различения лексических и грамматических значений; ср. кит. шӣ ‘терять’ — ши́ ‘десять’ — шѝ ‘дело’— ши̌ ‘история’, нуэр (нилотский язык) lèi ‘животное’ — мн. ч. léi. Не все языки обладают тоном как фонологической категорией; те языки, которые его имеют, называются тональными (таковы многие языки Юго-Восточной Азии, Африки, Америки). При распознавании тона в речи важны не абсолютные, а относительные акустические характеристики.

Тон, как и ударение, принадлежит к суперсегментному уровню звукового строя языка, но между ними есть существенные различия. Главное из них — невозможность нескольких ударений в слове, в то время как для тона это естественно, поскольку тон не выполняет кульминативной функции. Физический носитель тона — слогообразующий элемент (преимущественно гласный); функциональный носитель — слог, поэтому в многосложных словах каждый слог имеет тон. Слово, выступающее как минимальный функциональный носитель ударения, служит для тона минимальной и достаточной областью его синтагматической (см. Синтагматика) идентификации. Тон, рассматриваемый на уровне фразы, есть интонация. В языках слогового строя, где морфема обычно совпадает со слогом, функциональным носителем тона можно считать силлабоморфему (таковы многие языки изолирующего типа). Тон и ударение редко совмещаются в системе одного языка, а если это есть, то язык, вероятнее всего, находится в переходном состоянии от тонального к акцентному. Такое положение, по-видимому, наблюдается в некоторых языках банту. Особый случай — так называемые слоговые акценты (слоговые интонации), например в скандинавских, балтийских, сербскохорватском языках, относящихся к типу акцентных. Здесь нет тона, а есть лишь тоническое (мелодическое) варьирование ударения, обладающего также признаком интенсивности, ср. сербскохорв. се̍ла, ‘сёла’ — сѐла (род. п. ед. ч. от ‘село’), мла̂д ‘молодой’ — мла́да ‘молодая’. Иногда термин «слоговые акценты» употребляют как синоним термина «тон» применительно к тональным языкам, но такое употребление нежелательно, так как происходит смешение тона и ударения.

Тон традиционно относится к области фонологии или акцентологии, но с середины 20 в. всё чаще говорят о тонологии как особой дисциплине, отличной от акцентологии, которая в этом случае сводится к изучению ударения и образует вместе с тонологией подраздел в составе просодемики. Для тонологии вводится собственная единица — тонема, представляющая собой обобщение высотно-мелодических характеристик слога. Дефиниционно тонема — единица того же порядка, что фонема, и, подобно ей, может описываться с помощью различительных признаков и с учётом позиционного варьирования. Универсальная система из семи различительных признаков предложена У. Уангом (1967), с их помощью различаются 13 возможных тонов. Основное различие — между ровными (регистровыми) и скользящими (контурными) тонами. Ровный тон не меняет высотного уровня на протяжении слога, контурный меняет. Языки различаются по преобладанию тех или других. В языках, предпочитающих регистровые тоны, контурные тоны могут трактоваться (К. Л. Пайк) как комбинации ровных. Для ровных тонов максимальное число значимых уровней (регистров) — 4 (высокий тон, два средних и низкий тон); обычно в языках представлена система из 2—3 уровней. Для контурных тонов, кроме регистра, существенный различительный признак — характер движения тона: однонаправленность (восходящий, нисходящий) — разнонаправленность (восходяще-нисходящий, или выпуклый, — нисходяще-восходящий, или вогнутый, циркумфлексный). Ср. в китайском ма̄ ‘мать’ (ровный тон, высший регистр), на́нь ‘юг’ (восходящий тон, от среднего регистра к высшему), лѝ ‘стоять’ (нисходящий тон, от высшего регистра к низшему), се̌ ‘писа́ть’ (нисходяще-восходящий тон, от низкого регистра к низшему и затем к высокому). В некоторых языках, например вьетнамском, для опознавания тона (их здесь 6) важны и другие различительные признаки (интенсивность, длительность, фарингализация, наличие гортанной смычки).

Различительные признаки тонем взаимодействуют с различительными признаками фонем: между ними возможны амбинаправленные воздействия, служащие источником позиционного варьирования тех и других. Так, во вьетнамском языке резко-нисходящий тон воздействует на первую форманту гласных, повышая её (т. е. увеличивая их открытость), ср. F1[e] = 493 Гц (при ровном тоне), F1′[e] = 636 Гц (при резко-нисходящем тоне), Δ F1′F1) = 143 Гц (по данным М. С. Хэм). С другой стороны, характер согласных небезразличен для реализации тона; например, во многих языках отмечено понижающее воздействие звонких смычных и повышающее — глухих, что отражается на протекании ассимиляционных процессов между смежными тонемами, либо способствуя им, либо препятствуя. Установлено также, что тоновысотные различия могут исторически восходить к различию согласных по глухости — звонкости, которые исчезли либо изменили свое качество; некоторые тоны произошли из былой гортанной смычки. Исследуется также возможная генетическая связанность тона с длительностью гласных.

Синтагматика тонов обнаруживает процессы ассимиляции — вертикальной (ср. в мбуи «низкий тон + высокий тон» → «средний тон + высокий тон») и горизонтальной (ср. в гуари «низкий тон + высокий тон» → «низкий тон + восходящий тон», т. е. Н + В → Н + Н͡В), упрощения (изменение контурных тонов в ровные). Языки с регистровыми тонами обнаруживают два синтагматических типа в зависимости от характера тонового контура фразы: дискретно-уровневый и террасированный (У. Э. Уэлмерс, 1959). Первый тип охватывает языки, в которых каждый тон имеет неизменный уровень (или узкую область отклонений), так что высокий всегда выше среднего, средний выше низкого. В языках второго типа, вследствие смещения высокого тона в последовательностях В + Н + В (второй В произносится ниже, чем первый В) и так называемого тонового перепада (компенсаторного смещения в результате выпадения слога), общий контур фразы оказывается ступенчатым, каждый последующий высокий тон реализуется ниже, чем предыдущий, так что конечный высокий может оказаться на низшем регистре.

С 70‑х гг. 20 в. вопросы теории, типологии, истории и генезиса тоновых систем находятся в центре внимания фонологов многих стран, в т. ч. СССР (работы М. В. Гординой, М. К. Румянцева, М. И. Каплуна, В. А. Дыбо, Вяч. Вс. Иванова); основы советской тонологии заложены Е. Д. Поливановым.

  • Поливанов Е. Д., Введение в языкознание для востоковедных вузов, Л., 1928;
  • Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., 1960;
  • Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;
  • Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф., Современная американская фонология, М., 1981;
  • Дыбо В. А., Просодическая система тубу (группа теда-канури) — начало трансформации тональной системы в систему парадигматического акцента?, в кн.: Африканское историческое языкознание, М., 1987;
  • Pike K. L., Tone languages, Ann Arbor, 1948 (4 ed., Ann Arbor, 1957);
  • Wang W. S.-Y., Phonological features of tone, «International Journal of American Linguistics», 1967, v. 33, № 2, pt 1;
  • Lehiste I., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) — L., 1970;
  • Consonant types and tones, «Southern California Occasional Papers in Linguistics», Los Ang., 1973, № 1;
  • Welmers W. E., African language structures, Berk., 1973;
  • Hyman L., Phonology: theory and analysis, N. Y., 1975;
  • Tone: a linguistic survey, N. Y. — [a. o.], 1978;
  • Maddieson I., Universals of tone, в кн.: Universals of human language, v. 2, Stanford, 1978;
  • Hombert J.-M., Ohala J. J., Ewan W. G., Phonetic explanations for the development of tone, «Language», 1979, v. 55, № 1;
  • Clements G. N., The hierarchical representation of tone features, «Current approaches to African linguistics», 1983, v. 1;
  • The phonological representation of suprasegmentals, Providence — [a. o.], 1986;
  • Pulleyblank D., Tone in lexical phonology, Dordrecht — [a. o.], 1986.

В. А. Виноградов.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Тон" в других словарях:

  • тон — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём? о тонах и о… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ТОН — ТОН, тона, мн. тоны тона, тонов, муж. (греч. tonos). 1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). «Аккордом называется одновременное сочетание трех, четырех или пяти различных тонов,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТОН — (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Тон — «Тон» может означать: Целый тон в музыке  музыкальный интервал, либо тон  буквенное или словесное обозначение высоты звука. Тон в лингвистике Тон в живописи Тон в теории цвета Теория официальной народности Фамилия: Тон, Александр… …   Википедия

  • ТОН — танкоопасное направление Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ТОН тяжёлый особого назначения нож ТОН «тюрьма особого назначения»… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • тон — См. звук, шум задавать тон, задать тону, подделываться под тон... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тон окраска, расцветка, раскраска, цвет, краска, окраска, колер; мелодия …   Словарь синонимов

  • ТОН — муж., франц., муз. всякий звук, звон, гул, голос; а всякое изменение звука есть повышение или понижение тона. Попасть в тон, взять заданную ноту. | муз. качество звука или зык. Хороший и плохой тон скрипки. У этого рояля тон полный, густой и… …   Толковый словарь Даля

  • тон — а; мн. тона и тоны; м. [от греч. tonos поднятие, возвышение, повышение голоса] 1. Музыкальный звук определённой высоты в отличие от шума. Низкий, высокий т. Колокола разных тонов. Переливчатый т. скрипки. Аккорд из четырёх тонов. Петь, играть не… …   Энциклопедический словарь

  • ТОН — звук определ. высоты; в простейшем случае чистый тон, т. е. синусоидальное колебание данной частоты. Т. может иметь тембральную окраску, т. е. содержать составляющие неск. частот. Высота Т. определяется осн. частотой звука (основной тон) и в… …   Физическая энциклопедия

  • тон — тон/, мн. тон/а, тон/ов(цвет) и тон/ы, тон/ов и тон/ов (звук) …   Морфемно-орфографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»