- Ритм
-
Ритм
(греч. ῥυθμός — размеренность, стройность, соразмерность, от ῥέω — теку) речевой — регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции. Ритм речевой — одно из проявлений фундаментальной закономерности природы, её ритмичности. Служит основой эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического. Наиболее ярко выражен в стихотворных текстах, наименее — в спонтанной диалогической речи.
Единицами ритма являются: в прозе — ритмическая группа, синтагма; в стихе — звук, слог, ритмическая группа, строка, строфа. Эти единицы образуют иерархическую систему. Основная единица — ритмическая группа, которая состоит, по крайней мере, из одного ударного слога и примыкающих к нему безударных слогов. Существуют сложные ритмические группы, в которых содержится два и более ударных слогов, несущих ударение разной степени. Ритмическая группа объединяется мелодическим движением. Ударные слова одной ритмической группы образуют тесное смысловое единство.
В формировании ритма участвуют все возможные языковые средства: звуковые, интонационные, синтаксические, лексико-семантические, например различного рода повторы, синтаксический параллелизм, регулярности воспроизведения интонационных модификаций (см. Интонация).
Особенности ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее. Ритмические явления происходят на фоне аритмических. В стихе ритм взаимосвязан с метром, но не идентичен ему. Речевой ритм мало изучен.
- Жирмунский В. М., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925;
- его же, Теория стиха, Л., 1975;
- Пешковский А. М., Стихи и проза с лингвистической точки зрения, в его кн.: Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика, Л.—М., 1925;
- его же, Принципы и приёмы стилистического анализа и оценки художественной прозы, в сб.: Ars poetica, М., 1927;
- Тимофеев Л. И., Ритм стиха и ритм прозы, «На литературном посту», 1928, № 19;
- его же, Проблемы стиховедения. Материалы к социологии стиха, М., 1931;
- Томашевский Б. В., Стих и язык, М., 1959;
- Иванова-Лукьянова Г. Н., О ритме прозы, в сб.: Развитие фонетики современного русского языка, [в. 2], М., 1971;
- Антипова А. М., Типы речевого ритма, «Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза». 1977, в. 108;
- её же, Характер взаимосвязи ритма и других компонентов интонации, в кн.: Фонология. Фонетика. Интонология, М., 1979;
- её же, Ритмическая система английской речи, М., 1984;
- Задоенко Т. П., Ритмическая организация потока китайской речи, М., 1980;
- Essen O. von, Rhythm and melody in Germanic languages, в кн.: Manual of phonetics, Amst., 1957;
- Pike K., Practical phonetics of rhythm waves, «Phonetica», 1962, v. 8.
И. Г. Торсуева.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.