Структурная лингвистика

Структурная лингвистика
Структу́рная лингви́стика —

совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с чётко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) формальному описанию языка. Своё название Сл. получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы (см. Система языковая, Оппозиции языковые), упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах определённых уровней (см. Уровни языка). Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы, фонемы) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими самотождественности, те. фиксируют набор допустимых синонимических преобразований единицы языка. В зависимости от уровня анализа правила реализации формулируются как правила позиционного распределения конкретных вариантов единицы, например принцип дополнительной дистрибуции в фонологии и морфологии (см. Дистрибутивный анализ), или как трансформационные правила в синтаксисе (при трансформационном анализе), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры предложения к множеству её реализаций (поверхностное представление). На базе Сл., с перемещением исследовательских интересов от статического представления структуры языка к динамическому, развилась порождающая грамматика (см. Генеративная лингвистика); идеи структурного анализа языка во многом определили постановку и решение задач, связанных с машинным переводом (см. Автоматический перевод). Сочетание Сл. с типологией привело к возникновению структурной типологии, исследующей общие закономерности строения отдельных фрагментов языковой системы и языка в целом (см. Типология лингвистическая, Универсалии языковые). Сл. открыла дорогу для широкого проникновения в языкознание математических методов исследования (см. Математическая лингвистика).

Сл. сложилась в 2030‑х гг. 20 в. как особое направление, отличное от господствовавшего в конце 19 в. младограмматического направления (см. Младограмматизм), с его исключительным вниманием к истории языковых элементов, и отличное от традиционного описания грамматики, с её нестрогим понятийным аппаратом и «предвзятостью» в описании языков любых структур посредством понятий грамматики латыни и основных европейских языков. Сл. рождалась из поисков более последовательной системы основных понятий языкознания и из стремления разработать столь же строгие методы синхронного описания (см. Синхрония) современных языков, каким был сравнительно-исторический метод для сравнительно-исторического языкознания. Первая попытка строгого описания языка была предпринята ещё древнеиндийским учёным Панини (см. Индийская языковедческая традиция), в средние века это нашло выражение в построении всеобщей рациональной грамматики (см. Универсальные грамматики) и в философско-лингвистических опытах РДекарта и ГВЛейбница. На возникновение Сл. значительное влияние оказали труды ИАБодуэна де Куртенэ, ФФФортунатова, ОЕсперсена, ЭСепира, ЛБлумфилда и особенно Фде Соссюра (см. Женевская школа), деятельность Московского лингвистического кружка (созданного 1915), в котором формировались взгляды одного из создателей и ведущих теоретиков Сл. — РОЯкобсона. Заметную роль в формировании Сл. сыграла русская формальная школа в литературоведении, в частности ОПОЯЗ (работы ЕДПоливанова, ЛПЯкубинского, ЮНТынянова, БМЭйхенбаума, СИБернштейна), а также труды ВЯПроппа, БВТомашевского, ОМБрика. В 2040‑х гг. сложились школы Сл., сыгравшие существенную роль в разработке её концепций и методов: пражская (см. Пражская лингвистическая школа), копенгагенская (см. Глоссематика), американская (см. Дескриптивная лингвистика), лондонская школа; в СССР в русле идей Сл. развивались концепции ленинградской фонологической школы и московской фонологической школы, представители которых (особенно последней) разрабатывали не только проблемы фонологии, но и грамматики и общей теории языка. Эти школы, однако, не исчерпывают всего разнообразия концепций, разработанных в рамках Сл. Многие учёные, не принадлежа к определённой школе, внесли важный вклад в развитие теории Сл.: АМартине (разработка теории языка в аспекте «система — функция», создание функциональной лингвистики, применение системно-структурного анализа в диахронической фонологии), ЭБенвенист (проблемы языкового знака, грамматической структуры языка), ЛТеньер (разработка структурного синтаксиса), АВде Гроот (проблема грамматических единиц, структурная грамматика), ЕКурилович (теория знака, теория грамматической структуры, создание структурной диахронической морфологии) и другие. В СССР различные аспекты Сл. развивали ААРеформатский (знаковая теория языка, методы Сл., фонология), ИИРевзин (общая теория моделирования, фонология, грамматика), ААХолодович (общая и грамматическая теория), ЮКЛекомцев (фонология, грамматика, теория метаязыка), ТПЛомтев (общая теория, фонология); обсуждение теоретических вопросов Сл. и практическое применение структурных методов содержатся в трудах ЮДАпресяна, НДАрутюновой, ТВБулыгиной (Шмелёвой), ВГГака, ААЗализняка, ВАЗвегинцева, ВячВИванова, ГАКлимова, ЮСМартемьянова, ИАМельчука, ТМНиколаевой, ВМСолнцева, ЮССтепанова, ВЮРозенцвейга, ВНТопорова, БАУспенского и других.

В развитии Сл. имеется несколько этапов. Первый этап (примерно до 50‑х гг.) характеризовался повышенным, а в некоторых случаях исключительным вниманием к структуре плана выражения как более доступной строгому описанию, что приводило к забвению содержательной стороны, преувеличению роли отношений между элементами системы и игнорированию самих элементов как языковых сущностей. Сл. критиковалась также за слишком статичное и «правильное» представление системы языка, игнорирование социальных и психологических факторов функционирования и вариативности языка.

С 50‑х гг. начинается второй этап развития Сл., для которого характерен поворот к изучению плана содержания и к динамическим моделям языка (в частности, развивается трансформационный анализ в грамматике; см. Трансформационный метод). Методы и приёмы анализа, разработанные первоначально в фонологии, переносятся в грамматику и семантику (см. Компонентного анализа метод). Принципы и методы Сл. начинают применяться в сравнительно-историческом языкознании (в работах Якобсона, Мартине, Куриловича, УФЛемана, ЭАМакаева, ТВГамкрелидзе, Иванова, ВКЖуравлёва, ВВМартынова, ВАДыбо, ВМажюлиса и других). Вместе с тем расширение фронта исследований и одновременное применение наряду со структурными методами также иных приёмов и методов исследования привело к тому, что Сл., углубив наши представления об устройстве языка, разработав аппарат строгого описания его системы, «растворилась» в новых направлениях, вызванных к жизни новыми теоретическими поисками.

С 70‑х гг. Сл. перестаёт существовать как обособленное направление, противостоящее «традиционному» языкознанию; разработанные Сл. методы исследования наряду с другими применяются и в других лингвистических дисциплинах (психолингвистике, социолингвистике и др.). Сл. повлияла на развитие структурных методов исследования в других гуманитарных науках — литературоведении, искусствознании, этнологии, истории, социологии, психологии. Именно на почве этих наук сформировался структурализм как философско-методологическая основа конкретно-научных гуманитарных исследований (известный также как «французский структурализм», так как его создание и развитие связывается с именами КЛеви-Строса, РБарта, МПФуко, Жде Лакана); структурализм испытал влияние различных буржуазных философий (неокантианства, феноменологии ЭГуссерля, логического позитивизма). Структурализм в этом смысле следует отличать от Сл. как особого этапа в развитии лингвистической мысли, связанного с переходом от эмпирического «атомистического» описания фактов языка к их системному осмыслению. Основу этого перехода составило использование структурного анализа, моделирования, формализации лингвистических процедур. К тому времени, когда идеи структурализма в гуманитарных науках усиленно разрабатывались (начало 70‑х гг.), чёткие контуры лингвистического структурализма как особой системы научных воззрений на язык оказались уже размытыми, основные понятия и принципы Сл. стали составной частью общей теории языка.

  • Основные направления структурализма, М., 1964;
  • Новое в лингвистике, пер. с англ., в14, М., 196065;
  • Апресян ЮД., Идеи и методы современной структурной лингвистики. (Краткий очерк), М., 1966;
  • Засорина ЛН., Введение в структурную лингвистику, М., 1974;
  • Структурализм: «за» и «против», М., 1975;
  • Автономова НС., Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977;
  • Ревзин ИИ., Современная структурная лингвистика, М., 1977;
  • Jacobson R., Retrospect, в его кн.: Selected writings, v2, The Hague — P., 1971, p711722;
  • Lepschy GC., A survey of structural linguistics, L., 1972;
  • Harris ZS., Structural linguistics, Chi. — L., 1986.

ВАВиноградов.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Структурная лингвистика" в других словарях:

  • СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — (лингвистический структурализм) направление в языкознании, возникшее в начале ХХ в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы (см. ПАРАДИГМА) всего ХХ века. В основе С. л. понятие… …   Энциклопедия культурологии

  • СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА. Раздел лингвистики, задачами которого являются построение формальных, точных и однозначных лингвистических моделей, выявление взаимных связей в системе и тексте, т. е. парадигматических и синтагматических отношений (см.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Структурная лингвистика — Структурная лингвистика  языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в …   Википедия

  • структурная лингвистика — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с чётко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому… …   Энциклопедический словарь

  • Структурная лингвистика —         совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к… …   Большая советская энциклопедия

  • СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — раздел лингвистики, для к рого характерно преимущественное внимание к исследованию структуры языковых механизмов и стремление к точному описанию этой структуры. Развитие С. л. привело к созданию математич. методов изучения структуры языка и… …   Математическая энциклопедия

  • структурная лингвистика — 1) То же, что структурализм. 2) Отрасль языкознания, ограничивающая предмет своего исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка в отвлечении от таких проблем, как взаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом и т.… …   Словарь лингвистических терминов

  • структурная лингвистика — отрасль языкознания, ограничивающая предмет исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка …   Толковый переводоведческий словарь

  • Структурная лингвистика — категория, позволяющая приоткрыть завесу над механизмами создания и передачи информации от человека человеку, а также “промывания мозгов”. Например, бессмысленная фраза Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка после некоторого… …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://les.academic.ru/1103/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»