Речевой акт

Речевой акт
Речево́й акт —

целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической (см. Прагматика) ситуации. Основными чертами Ра. являются: намеренность (интенциональность), целеустремлённость и конвенциональность. Ра. всегда соотнесены с лицом говорящего. Последовательность Ра. создаёт дискурс.

К Ра. обращались исследователи, анализирующие речь в контексте жизни и жизнедеятельности человека и исходящие из того, что «речи... суть действия, происходящие между людьми» (Гегель) (см. Речь, Речевая деятельность, Психолингвистика, Социолингвистика), а также исследователи обиходной речи и других форм речевого общения и поведения (см. Диалогическая речь, Речевой этикет). Проблематика Ра. и речеобразования содержится в лингвистических концепциях ВГумбольдта, ШБалли, СКарцевского, ЛПЯкубинского, КЛБюлера, ЭБенвениста, ММБахтина и других. Однако целостная и развитая теория Ра. сложилась лишь в рамках лингвистической философии под влиянием идей ЛВитгенштейна о множественности назначений языка и их неотделимости от форм жизни: взаимодействие языка и жизни оформляется в виде «языковых игр», опирающихся на определённые социальные регламенты. Основы теории Ра. были заложены английским философом ДжОстином (лекции, 1955; посмертно опубликованы в книге «How to do things with words», 1962). В дальнейшем теория Ра. развивалась совместными усилиями философов, логиков, лингвистов и психологов.

В Ра. участвуют говорящий и адресат, выступающие как носители определённых, согласованных между собой социальных ролей, или функций. Участники Ра. обладают фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав Ра. входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание. По Остину, выполнить Ра. значит: произнести членораздельные звуки, принадлежащие общепонятному языковому коду; построить высказывание из слов данного языка по правилам его грамматики; снабдить высказывание смыслом и референцией, те. соотнести с действительностью, осуществив речение (англ. locution); придать речению целенаправленность, превращающую его в иллокутивный акт (англ. illocutionary act, те. ‘выражение коммуникативной цели в ходе произнесения некоторого высказывания’; термин Остина); вызвать искомые последствия (англ. perlocution), те. воздействовать на сознание или поведение адресата, создать новую ситуацию (например, объявление войны). ДжРСёрл выделяет в Ра.: акт произнесения (англ. utterance act); пропозициональный акт, осуществляющий референцию и предикацию; иллокутивный акт, реализующий целеустановку говорящего. Целенаправленность придаёт Ра. особую, «действенную» интонацию, отмеченную Бахтиным. Функции Ра. Остин назвал иллокутивными силами (англ. illocutionary forces), а соответствующие им глаголы иллокутивнымиспрашивать», «просить», «запрещать» и тд.). Понятие иллокутивной силы комплексно. Оно включает наряду с иллокутивной целью, объединяющей Ра. в классы (например, побуждение), её интенсивность, способ достижения цели, особенности зависимой пропозиции и другие индивидуальные условия употребления конкретных Ра. (ср. акты побуждения, требования, совета и пр.). Образующие иллокутивную силу компоненты логически упорядочены (Сёрл, ДВандервекен). Они соответствуют программе описания значения иллокутивных глаголов.

Некоторые иллокутивные цели могут быть достигнуты мимикой, жестом (см. Жестов языки, Паралингвистика). Однако клятва, обещание и тп. невозможны без участия речи. Глаголы «клясться», «обещать» и другие перформативны (см. Перформатив). Другие иллокутивные глаголы (например, «хвалиться», «угрожать», «оскорблять») не употребляются перформативно.

Поскольку перлокутивный эффект находится вне собственно Ра., теория Ра. сосредоточена на анализе иллокутивных сил, а термины «Раи «иллокутивный акт» часто употребляются как синонимы. Наиболее обобщённые иллокутивные цели отлагаются в грамматической структуре предложения (ср. повествовательные, вопросительные, побудительные предложения). Иллокутивные цели играют важную роль в построении диалогической речи, связность которой обеспечивается их согласованностью: вопрос требует ответа, упрёк — оправдания или извинения и тп.

При классификации Ра. учитывается иллокутивная цель, психологическое состояние говорящего, направление отношений между пропозициональным содержанием Ра. и положением дел в мире, отношение к интересам говорящего и адресата и др. Выделяются следующие основные классы Ра.: информативные Ра., сообщения (репрезентативы), например «Поезд пришёл»; акты побуждения (директивы, прескрипции), например «Уйдите!», в тч. требование информации, те. вопрос: «Который час?»; акты принятия обязательств (комиссивы), например «Обещаю прийти вовремя»; акты, выражающие эмоциональное состояние (экспрессивы), в тч. формулы социального этикета (behabitives, по Остину), например «Извините за беспокойство»; акты-установления (декларации, вердиктивы, оперативы), такие, как назначения на должность, присвоение имен и званий, вынесение приговора и тп. Существует аналогия между речевыми и ментальными актами, ср. утверждение и мнение, извинение и сожаление, раскаяние (ЗВендлер).

Характеристика Ра. обычно даётся через их сопоставление с пропозицией. Значение Ра. не сводится к значению входящего в него пропозиционального содержания. Одна и та же пропозиция способна входить в разные Ра.: «Я приеду завтра» может быть обещанием, угрозой, сообщением. Понимание Ра., обеспечивающее адекватную реакцию, предполагает правильную интерпретацию его иллокутивной силы. Последняя определённым образом взаимодействует с пропозицией, например побуждения и обязательства могут включать только пропозиции, относящиеся к плану будущего. Их цель — создать такое положение вещей, которое соответствовало бы значению пропозиции. Они направлены от пропозиционального содержания к действительности. Пропозиции характеризуются условиями истинности, Ра. — условиями успешности (англ. felicity conditions), несоблюдение которых ведёт к иллокутивным неудачам. В одних случаях для эффективности Ра. необходима определённая социальная ситуация (приказ, приговор и тп. имеют силу только в устах людей, наделенных соответствующими полномочиями и опираются на социальные институты). В других случаях успешность Ра. зависит от личностных факторов. Аналогом требования истинности, предъявляемого к суждению (пропозиции), является требование искренности, удовлетворение которого входит в условия успешности Ра. Например, обещание действительно тогда, когда говорящий искренне намерен его выполнить и уверен, что в состоянии это сделать. Условие искренности (доброй воли) связывает Ра. с намерениями говорящего, а через них с состояниями его сознания (интенциональными состояниями): просьбы соответствуют желаниям и нуждам говорящего, сообщения — эпистемическим состояниям, выражения чувств (экспрессивы) — тем или другим эмоциям. Согласование Ра. с интенциональными состояниями признаётся обществом обязательным для речевых действий. Это подтверждается тем, что высказывания типа «Иван умён, но я так не считаю» неприемлемы, хотя в них нет явного противоречия. Условия успешности предполагают, что адресат способен опознать иллокутивную силу Ра., которая должна в нём быть вербально или невербально (просодически, мимически) выражена. Однако существует большая категория косвенных Ра., иллокутивная цель которых присутствует имплицитно и выводится адресатом благодаря его коммуникативной компетенции. Принцип вежливости, принятый в речевом общении, требует смягчения побуждений, которые часто бывают косвенными. Например, модализованный вопрос о способности адресата осуществить незатруднительное действие косвенно выражает просьбу: «Ты можешь налить мне чаю?». То же значение получают выражения желаний: «Я бы хотел побыть один» может означать «Оставь меня одного». Косвенные Ра. подвержены конвенционализации: модализованный вопрос почти всегда эквивалентен просьбе. Конвенционализация проверяется рядом тестов, из которых главным является тест на совместимость с отрицанием имплицитной цели. Высказывание «Ты можешь налить мне чаю? Но я тебя об этом не прошу (Но не делай этогоотражало бы непоследовательность речевого поведения.

Теория Ра. имеет выходы в логику, когнитивную психологию, лингвистическую философию, философию сознания, теорию коммуникации и моделей общения.

  • Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
  • Бахтин ММ., Эстетика словесного творчества, М., 1979;
  • Арутюнова НД., Фактор адресата, Известия АН СССР, сер. ЛиЯ, 1981, т40в4;
  • Демьянков ВЗ., Конвенции, правила и стратегии общения, там же, 1982, т41в4;
  • Тетради новых терминовв39, М., 1982;
  • Падучева ЕВ., Тема языковой коммуникации в сказках Льюиса Кэрролла, в кн.: Семиотика и информатикав18, М., 1982;
  • Безменова НА., Герасимов ВИ., Некоторые проблемы теории речевых актов, в кн.: Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики, М., 1984;
  • Новое в зарубежной лингвистикев16. Лингвистическая прагматика, М., 1985;
  • Новое в зарубежной лингвистикев17. Теория речевых актов, М., 1986;
  • Сёрль Дж., Природа интенциональных состояний, в кн.: Философия, логика, язык, пер. с англ. и нем., М., 1987;
  • Vendler Z., Say what you think, в кн.: Studies in thought and language, Tucson, 1970;
  • Sadock J., Toward a linguistic theory of speech acts, NY., [1974];
  • Syntax and semantics, v3, Speech acts, NY. [ao.], [1975];
  • Speech act theory and pragmatics, Dordrecht — [ao.], 1980;
  • Searle JR., Vanderveken D., Foundations of illocutionary logic, Camb. (Mass.), 1985;
  • Vanderveken D., Les actes de discours, Liège — Brux., 1988.

НДАрутюнова.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Речевой акт" в других словарях:

  • речевой акт —         РЕЧЕВОЙ АКТ целенаправленное коммуникативное действие, совершаемое согласно правилам языкового поведения. Исследование речевых актов связано с развитием прагматической (см. Прагматика) ориентации в философии языка и во многом было… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РЕЧЕВОЙ АКТ — РЕЧЕВОЙ АКТ. Элементарная единица коммуникации, намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социального и речевого поведения произнесение высказывания, имеющего адресата, в определенной речевой ситуации. Основными особенностями Р. а.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речевой акт — Речевое произведение законченная мысль, выраженная в речи. Синонимы: определенной обстановке и с конкретной целью. В результате совершения речевого, акта, говорящий влияет на слушающего в плане изменения его мнения, ментального или, психического… …   Финансовый словарь

  • Речевой акт — У этого термина существуют и другие значения, см. Акт. Речевой акт  отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое… …   Википедия

  • Речевой акт — – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации; элементарная единица языкового общения. Р. а., будучи сложноструктурированным образованием, включает: акт произнесения; построение …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • речевой акт — I. Психофизический процесс, связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента: 1) говорение (писание); 2) восприятие; 3) понимание речи (текста). Речевой акт как диалог предполагает установление связи… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Речевой акт —   Проявление речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в данной коммуникативной системе. Р.а. является двусторонним процессом, каждый из участников которого выступает в… …   Словарь социолингвистических терминов

  • Речевой акт — – способ выражения речью того, что индивид намерен сообщить или сделать с помощью слов. Наиболее распространёнными речевыми актами являются: 1. комиссивы (класс речевых актов, в которых индивид принимает на себя некие обязательства, например, это …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Речевой акт (речевое действие, речевой поступок) — элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс. Теория Р. а. возникла в русле лингвистической философии и восходит… …   Педагогическое речеведение

  • Речевой акт (в социолингвистике) —    Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе; двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://les.academic.ru/963/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D1%82 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»