- Собственное имя
-
Со́бственное и́мя
(оним) (калька лат. nomen proprium; оним — от греч. ὄνομα, ὄνυμα — имя, название) — слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта из ряда подобных, индивидуализируя и идентифицируя данный объект. К С. и. относятся: антропонимы (С. и. людей), топонимы (С. и. географических объектов), теонимы (С. и. божеств), зоонимы [С. и. (или клички) животных], астронимы (С. и. небесных тел), космонимы (С. и. зон космического пространства и созвездий), фитонимы (С. и. растений), хрононимы (С. и. отрезков времени, связанных с историческими событиями), идеонимы (С. и. объектов духовной культуры), хрематонимы (С. и. объектов материальной культуры) и др. Один и тот же оним может быть топонимом, антропонимом, зоонимом и др.; например, Раздан — река, имя личное, кличка животного; «Раздан» — кафе, пароход, рассказ. Это С. и.-омонимы.
Все С. и. в языке данного народа, называющие любые реальные, гипотетические и фантастические объекты, есть ономастическое пространство, представляющее собой непрерывный ряд сменяющихся типов. Эти типы образуют ономастические поля. Имена смежных ономастических полей тесно взаимосвязаны.
Подкласс С. и. в классе имён был выделен в европейской культуре стоиками (3 в. до н. э.). Чёткое выделение и разграничение С. и. достигнуто ономастикой в 60—70‑х гг. 20 в. Ономастика противопоставляет ономастическую лексику апеллятивной, т. е. всему остальному лексическому составу языка, и соответственно оним — апеллятиву (любому слову лексического состава языка). В грамматиках С. и. противополагаются нарицательным именам, но только в классе существительных. Понятие нарицательных имён поэтому не совпадает с понятием апеллятивной лексики.
В отличие от других слов С. и. не связано непосредственно с понятием; оно вторично по отношению к апеллятиву; основное значение С. и. заключено в его связи с денотатом; С. и. являются значительным межъязыковым слоем лексики, как правило не требующим перевода, что ведёт к появлению иноязычных С. и. в любом языке. В состав С. и. могут входить любые части речи, артикли, предлоги. С. и. может полностью или частично совпадать по форме с апеллятивом, например «бей» — фамилия Бей, «чёрная» — река Чёрная, «покаяние» — фильм «Покаяние», «суглинок» — деревня Суглинки, «ведь» — фамилия Ведь. Оно может совпадать с чистой основой, словом, словосочетанием, предложением, так как любая из этих форм субстантивируется благодаря основной функции С. и. — называть индивидуальный объект (или индивидуализировать группу родственных объектов).
У С. и. и у апеллятивов в частотности употребления грамматических и словообразовательных средств языка существуют значительные расхождения: то, что частотно в С. и., может быть редким или совсем отсутствовать в апеллятивах в данной языковой среде, и наоборот. Это позволяет выявлять определённые словообразовательные модели в С. и. данного языка, отличные от словообразовательных моделей апеллятивов по флексиям и грамматическому роду, а также особое словоизменение. В целом можно говорить об ономастических системах и подсистемах и об особых ономастических закономерностях. Элементы лексики избирательно вовлекаются в С. и., получают особые условия функционирования и часто, особенно у антропонимов и теонимов, благодаря длительности существования «консервируются», что способствует сохранению уникальных языковых единиц.
С. и. имеют 3 основных источника: переход апеллятива в С. и. (онимизация); заимствование иноязычных С. и.; переход С. и. из одного разряда в другой (трансонимизация). Они могут быть созданы и искусственно, такие имена-окказионализмы далеки от сферы образования несобственных имён, например личные имена Фрит, Эпик, Виоланта и т. п. Возникновение С. и. диктуется общественной необходимостью различения однотипных объектов. Характер С. и. определяется многими факторами: географической средой (влияет на топонимы, астронимы и др.), культурой народа и религией (влияет на антропонимы и теонимы); историей народа (влияет на все категории онимов); социальной средой и её изменениями (мода на имена, изменение их состава, появление новых имен и моделей). У каждого народа в каждую эпоху имеется свой ономастикон, включающий имена разных сфер ономастического пространства.
С. и. — составная часть языковой коммуникативной системы. Оно может быть подвержено апеллятивации, например село Палех → изделие палех; терминологизации, например Генри → генри (единица индуктивности); фразеологизации, например город Вавилон → Вавилонское столпотворение. В ономастической системе часто наблюдается иррадиация (например, река Дон, его приток Северский Донец, город Донецк, Донецкий кряж, Донбасс, Подонье, Войско Донское, Дмитрий Донской, роман «Тихий Дон» и др.); стилистическая переоценка; заимствованное С. и. подвергается адаптации.
- Курилович Е., Положение имени собственного в языке, в его кн.: Очерки по лингвистике, М.,1962;
- Топоров В. Н. Из области теоретической топономастики, «Вопросы языкознания», 1962, № 6;
- Суперанская А. В., Общая теория имени собственного, М., 1973;
- Теория и методика ономастических исследований, М., 1986;
- Gardiner A., The theory of proper names, 2 ed., L. — N. Y., 1954.
Н. В. Подольская.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.