- Эстонский язык
-
Эсто́нский язы́к —
один из прибалтийско-финских языков (южная группа). Распространён в Эстонской ССР (число говорящих 938,2 тыс. чел.; 1979, перепись), в других районах СССР (34 тыс. чел.), а также в Швеции, США и Канаде. Общее число говорящих около 1,1 млн. чел. Имеет диалектные группы: североэстонскую (включает островной, западный, среднесеверный и восточный диалекты), южноэстонскую (включает мулькский, тартуский и выруский диалекты) и северо-восточный прибрежный диалект, имеющий много общих черт с прибалтийско-финскими языками северной группы.
Для Э. я., в отличие от других прибалтийско-финских языков, характерно чередование степеней долготы, охватывающее все долгие гласные, дифтонги, согласные и сочетания согласных: kōlì (генитив), kôli (партитив); laŭlu (генитив), laùlu (партитив); sil̆mà (генитив), sil̀ma (партитив). Существует оппозиция трёх фонологических ступеней долготы: saDà ‘сто’, sāDà ‘посылай’, sâDa ‘получить’, lagì ‘потолок’, lak̆kì ‘лак’ (генитив), lak̀ki ‘лак’ (партитив). Главное ударение на первом слоге, второстепенное — на третьем. В первом слоге употребляются все гласные (долгие и краткие) и дифтонги; в непервых слогах — только гласные a, e, i, u и дифтонги на ‑i.
Морфологическая структура Э. я. — флективно-агглютинативная. Внутренняя флексия выступает в виде чередования степеней, встречаются формы, в которых флексия показывает не только число, но и падеж. В большинстве падежей окончания единственного и множественного числа совпадают. Существительное имеет 14 падежей. Комитатив возник позже других падежей в результате присоединения послелога. Глагол имеет 4 наклонения. Квотатив (косвенное наклонение) — более позднего происхождения.
Первые записи на Э. я. (отдельные предложения и глоссы) относятся к 13 в. Более обширные тексты известны с начала 16 в. Первая печатная книга относится к 1535. В 16 в. возникли два литературных языка — на основе североэстонских и южноэстонских диалектов. В 19 в. североэстонский литературный язык стал использоваться повсеместно. Во 2‑й половине 19 в. начал складываться единый литературный язык, нормы которого сложились уже в 1‑й половине 20 в. Письменность на основе латинского алфавита.
{См. также Общество родного языка.}
- Каск А., Эстонский язык, в кн.: Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско-финские, саамские и мордовские языки; М., 1975 (лит.);
- Kettunen L., Viron kielen äännehistorian pääpiirtet, Hels., 1917 (3 painos, Hels., 1962);
- Saareste A., Väike eesti murdeatlas, 1955;
- Ariste P., Eesti keele foneetika, 2 trükk, Tartu, 1966;
- Ratsep H., Eesti keele lihtlausete tüübid, Tallinn, 1978.
- Русско-эстонский словарь, 2 изд., т. 1—2. Тал., 1975;
- Мухель В. Э., Русско-эстонский словарь, 7 изд., Тал., 1982;
- Wiedermann F. J., Ehstnisch-deutsches Wörterbuch, St. Petersburg, 1869 (4 trükk, Tallinn, 1973);
- Tamm J., Eesti-vene sõnaraamat, Tartu, 1949.
В. И. Палль.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.