- Субъект
-
Субъе́кт
(лат. subjectum, калька греч. ὑποκείμενον) — термин логики, обозначающий предмет, о котором выносится суждение. Соотносится с предикатом. В логических теориях субъект трактуется либо как представление об объекте, либо онтологически — как сам объект действительности.
В грамматической традиции термин «субъект» был использован для обозначения члена предложения, соответствующего предмету мысли (суждения). В ряде языков (например, славянских) этот термин был заменен калькой (рус. «подлежащее»), что позволило избежать терминологического смешения логических и грамматических категорий. В западноевропейской синтаксической терминологии был сохранен термин логики (ср. англ. subject, франц. sujet, исп. sujeto, итал. — soggetto).
Различают грамматический субъект (соответственно — подлежащее), относящийся к синтаксической структуре предложения (плану выражения); семантический субъект, относящийся к содержанию предложения (агенс, противопоставляемый пациенсу — объекту действия; носитель признака или состояния трактуется по-разному — то как семантический субъект, то как семантический объект); коммуникативный субъект (тема сообщения, данное, топик); психологический субъект (исходное представление); логический субъект (часть предложения, соответствующая субъекту суждения). Эти виды субъекта, часто выражаемые совместно, могут получать в предложении раздельную реализацию; например, «В нашем селе у бригадира жена родила тройню» психологический субъект (исходный пункт сообщения) — обстоятельство места («в нашем селе»), тема — «у бригадира», а логический (как и грамматический) субъект — «жена», так как именно обозначаемое им лицо характеризуется в предикате. Таким образом, расчленение понятия «субъект» вызвано асимметрией формы и функции (или значения). Коррелируя с такими терминами, как «подлежащее», «тема» («топик») и «агенс», субъект может либо совпадать с одним из членов этого ряда (логический субъект), либо выражать глобальное понятие, инвариант, интегрирующий отдельные разновидности субъекта.
Субъект играет важную роль в семантической организации предложения. Его основная собственно семантическая (обращенная к внеязыковой действительности) функция — идентифицировать предмет действительности, о котором идёт речь. Для выполнения этой функции более всего приспособлены денотативно ориентированные слова: указательные и личные местоимения, имена собственные и некоторые виды нарицательных. Своим значением (сигнификатом) субъект обращен к предикату, для интерпретации которого он создаёт определённые предпосылки. Связь с предикатом формирует две функции субъекта — функцию аспектизации предмета (указание на его родовые или индивидные признаки), предопределяющую те семантические типы предикатов, которые могут быть ему сопоставлены, и анафорическую функцию. Эта последняя придаёт субъекту семантическую ретроспективность: с ним явно или имплицитно ассоциируются уже накопленные сведения о предмете речи (пресуппозиции данного сообщения); например: «И вот этот-то почтенный ученик Аракчеева ...акробат, бродяга, писарь, секретарь, губернатор, нежное сердце, бескорыстный человек... брался теперь приучать меня к службе» (А. И. Герцен). Все три функции — идентификации, аспектизации и анафоры — присущи субъекту конкретного предложения. По мере формирования общих суждений и отхода от предметной действительности роль субъекта меняется: идентифицирующая функция субъекта становится не главной, а его предикатная ориентация приобретает определяющую роль.
В направлениях логики, базирующихся на исчислении высказываний, понятие субъекта не используется [предикат, понимаемый как пропозициональная функция, соотносится с предикатными предметами, или аргументами, — зависимыми от предиката именами (актантами, термами)]. Следующие за этой логической концепцией лингвистические школы и некоторые направления в синтаксисе (валентностный синтаксис Л. Теньера, падежная грамматика Ч. Филмора и др.) отказались от признания за субъектом особой роли в формировании значения предложения. Субъект рассматривается ими как один из аргументов, иногда как первый аргумент, который предпочтительно избирается для выражения роли агенса (в семантическом синтаксисе) или темы сообщения (в коммуникативном синтаксисе).
- Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., Л., 1941;
- Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 7 изд., М., 1956;
- Алисова Т. Б., Именные члены предложения и их семантические функции, «Научные доклады высшей школы. Филологические науки», 1970, № 2;
- Панфилов В. З., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971;
- Арутюнова Н. Д., Семантическая структура и функции субъекта, «Известия АН СССР», серия литературы и языка, 1979, т. 38, № 4;
- Демьянков В. З., «Субъект», «тема», «топик» в американской лингвистике последних лет (обзор 2), там же;
- Степанов Ю. С., Иерархия имен и ранги субъектов, там же;
- Категория субъекта и объекта в языках различных типов. [Сборник статей], Л., 1982;
- Heintz J., Subjects and predicables, The Hague — P., 1973;
- Subject and topic, N. Y., 1976;
- см. также литературу при статье Подлежащее.
Н. Д. Арутюнова.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.