- Силлабическое письмо
-
Силлаби́ческое письмо́
(от греч. συλλαβή — слог) — письмо, знаки которого передают отдельные последовательности звуков языка, чаще всего слоги. Попытки слогового написания собственных имён и грамматических формантов восходят к словесно-слоговым системам письма. В ходе развития этих систем слоговые знаки начинают употребляться для записи слов как фонетическое дополнение к знаку-логограмме. Только слоговые знаки (за исключением нескольких детерминативов и логограмм) применялись в некоторых клинописных письменностях Двуречья (эламская, хурритская, урартская, древнеперсидская клинопись). Из критской иероглифики к С. п. (с той же оговоркой) относятся линейное письмо А и Б, кипро-минойское и кипрское слоговое письмо, возможно, письменность диска из Феста. По мнению И. Дж. Гелба, слоговые знаки, употреблявшиеся в древнеегипетской иероглифике, послужили источником западносемитских силлабариев, знаки которых передавали сочетание «согласный + любой гласный» (протосинайское, протопалестинское, финикийское письмо).
Более позднее происхождение имеют эфиопский силлабарий и слоговые системы письма Индостана (см. Индийское письмо), Центральной и Юго-Восточной Азии, которые можно рассматривать как «полуалфавитные» (основной знак передаёт либо гласный, либо сочетание согласного со звуком «a»). Многие оригинальные системы письма 19—20 вв. первоначально или в ходе развития были силлабическими (письмо индейцев чероки, письмена ваи, баса, тома, менде, бамум в Западной Африке, система Полларда для языков юго-западного Китая, письмена эскимосов Аляски, письмо волеаи Каролинских островов). В иероглифическом японском письме наряду с логограммами употребляются (главным образом для передачи собственных имён и грамматических формантов) слоговые знаки — «каны».
- Гельб И., Западносемитский силлабарий, пер. с англ., в кн.: Тайны древних письмён, М., 1976 (лит.);
- см. также литературу при статьях Письмо, Пиктография, Критское письмо.
А. М. Кондратов.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.