- Клинопись
-
Кли́нопись —
способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, применявшийся в Передней Азии.
Клинопись появилась впервые в Шумере. Около 3000 до н. э. шумеры начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий (см. Протописьменности). Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерское du-, rá-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-) и т. п. Число знаков было порядка тысячи. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но так как читающие говорили на шумерском языке, то знаки связывались с определёнными словами, что позволило использовать эти знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения; так, знак ноги мог употребляться не только для передачи упомянутых глаголов, но также для слогов du, rá и т. д.; знак звезды мог обозначать и имена dingir ‘бог’ и an ‘небо’, и слог an и т. д.
Словесно-слоговая письменность складывается в систему к середине 3‑го тыс. до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова — знаками в их слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия некоторых определённых категорий (например, птицы, рыбы, профессии и т. д.), применялось небольшое число детерминативов — непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных. С ускорением письма рисунки упрощались. Чёрточки знаков вдавливались прямоугольной палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже — построчное, слева направо.
Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили клинопись для своего семитского флективного языка в середине 3‑го тыс. до н. э., сократив число наиболее употребительных знаков до 300 и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе; стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов; однако шумерские идеограммы и написания отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клинописи распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со 2‑й половины 1‑го тыс. до н. э. клинопись использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья (для уже мёртвого шумерского и сохранявшегося в отдельных городах аккадского языков).
Формы памятников клинописи разнообразны (призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты); наиболее распространены плитки из глины. Сохранилось огромное количество текстов, написанных клинописью: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты.
Особо выделяются: 1) угаритская алфавитная клинопись из г. Угарит (Рас-Шамры) 2‑го тыс. до н. э. — приспособление древнесемитского алфавита к письму на глине; с аккадской клинописью сходна лишь способом нанесения знаков; 2) иранская («древнеперсидская») слоговая клинопись 6—4 вв. до н. э.; расшифровка её начата Г. Ф. Гротефендом в 1802, К. Лассеном в 1836 и другими; наличие трёхъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 50‑х гг. 19 в. расшифровать и аккадскую клинопись (Г. К. Роулинсон, Э. Хинкс, Ж. Опперт и другие). Шумерская система клинописи была расшифрована рядом учёных в конце 19 — начале 20 вв., угаритская — в 1930—32 Ш. Виролло, Х. Бауэром и другими. Начало расшифровке архаического шумерского рисуночного письма положено А. А. Вайманом, хеттская и урартская клинописи, относящиеся к аккадской системе, не нуждались в расшифровке в собственном смысле.
Шумер
IV тыс. до н. э.Шумер
III тыс. до н. э.Вавилония
курсив
II тыс. до н. э.Ассирия
курсив
I тыс. до н. э.Шумерское значение Вавилоно-ассирийское
значение„вода; семя,
потомство; родитель“„вода“;
„наследник“;„голова; глава;
верх“„голова, глава“; „рыба“; „рыба“; „ходить“; „стоять“ „приносить“; „ходить“;
„стоять“ и т. д.апин „плуг“;
энгар „земледелец“;
уру „возделывать“эпинну „плуг“;
иккару „земледелец“
и др.; слог пинкас „пиво“;
бе „род сосуда“ (?);
слог бешикару
слоги би, пи,
кас, каш, гашВышел из
употребления— — ? — кур „гора;
чужая страна“;
гин „холм“мату „страна“;
шаду „гора“;
слоги мат, мад, шат,
шад, нат, лат, кур,
гин и т. д.Развитие клинописных знаков.
- Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961;
- Вайман А. А., К расшифровке протошумерской письменности, в кн.: Переднеазиатский сборник, в. 2, М., 1966;
- Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967.
И. М. Дьяконов.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.