- Штамп
-
Штамп
(от итал. stampa — печать) речевой — стилистически окрашенное средство речи, отложившееся в коллективном сознании носителей данного языка как устойчивый, «готовый к употреблению» и потому наиболее «удобный» знак для выражения определённого языкового содержания, имеющего экспрессивную и образную нагрузку. В основу понятия штампа положен, таким образом, функциональный признак: при условии частого и регулярного употребления штампом может стать любая структурная и содержательно-смысловая единица языка (речи) — слово и словосочетание, предложение и высказывание, лозунг и поговорка и т. п. Например, «форум» в значении ‘собрание’, ‘совещание’; «почин», «нехитрые пожитки», «труженики села», «городок, что раскинулся на берегу...», «оправдать доверие народа», «спустить на тормозах» и пр.
Термины «штамп», «шаблон» («трафарет») имеют негативно-оценочное (иногда субъективное) значение и относятся главным образом к бездумному и безвкусному использованию выразительных возможностей языка. В этом состоит отличие штампа от нейтральных понятий стандарт, стереотип (клише), имеющих информативно-необходимый характер и относящихся к целесообразному применению готовых формул в соответствии с коммуникативными требованиями той или иной речевой сферы. Например, канцелярское клише «предъявленному верить» и бытовой стереотип «два до конца» (о билетах на транспорте) — наиболее привычная и экономная форма отражения тематико-ситуативной специфики деловой и разговорной речи. Образная же экспрессия, сила которой состоит в индивидуальной неповторимости, неизбежно переходит в разряд штампов при условии безудержного массового воспроизводства. Например: «белое, чёрное и пр. золото» (‘хлопок’, ‘нефть’), «большая литература», «люди в белых халатах» и т. д. Такое явление более всего свойственно агитационно-побуждающим видам массовой коммуникации; поэтому своеобразным источником штампов оказывается публицистическая речь. Но и в ней рост популярности обрекает штамп на потерю качества, ведущую к ироническую восприятию. Ср. газетный штамп 20—30‑х гг. «Больше внимания (чёрной металлургии, сельскому хозяйству и пр.)», высмеянный И. Ильфом и Е. Петровым («Больше внимания разным вопросам!»). Негативные свойства штампа вступают в острое противоречие с принципами языково-стилистического отбора в художественной речи: чем очевиднее заявка на уникальную эстетическую ценность способа выражения, тем болезненнее проходит процесс его преобразования в штамп, например «лукавинка», «скупая мужская слеза» и пр.
Возникновение, типы штампов, способы борьбы со штампами изучаются стилистикой и культурой речи. Связь речевых штампов со штампом мышления (как часть более широкого вопроса о соотношении субъективных и интерсубъективных навыков речи) — предмет социолингвистики и психолингвистики.
- Винокур Г., Культура языка, [М., 1930];
- Золотова Г. А., Слово и штамп, в кн.: Вопросы культуры речи, в. 7, М., 1966;
- Костомаров В. Г., Русский язык на газетной полосе, М., 1971;
- Семиотика средств массовой коммуникации, научный семинар. Москва, 1973, ч. 2, М., 1973;
- Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976.
Т. Г. Винокур.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.