Паралингвистика


Паралингвистика
Паралингви́стика

(от греч. παρά — около и лингвистика) — 1) раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включённые в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию; 2) совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации.

Различаются 3 вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические. К фонационным относятся тембр речи, её темп, громкость, типы заполнителей паузы («э‑э», «м‑м» и др.), мелодические явления, а также особенности произношения звуков речи (диалектные, социальные и идиолектные); к кинетическим компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика; к графическим — тип выполнения букв и пунктуационных знаков (почерк), способы графических дополнений к буквам, их заменители (символы типа &, § и т. п.).

В пределах паралингвистики различаются универсальные, этнолингвистические и идиолектные компоненты. Поэтому паралингвистические средства не только дополняют смысл вербального сообщения, но и являются источником информации о говорящем (пишущем), о его социальных и возрастных чертах, поле, свойствах характера и пр. (ср. обыгрывание именно этих свойств в рассказах А. Конан Дойла).

Хотя паралингвистические средства, не входя в систему языка, не являются и речевыми единицами, тем не менее речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без паралингвистического сопровождения. Поэтому паралингвистические средства в той или иной степени представлены в каждой речевой единице.

По отношению к вербальной стороне высказывания паралингвистические средства могут выполнять 3 функции: 1) вносить дополнительную информацию (иногда противоречащую смыслу вербальной): например, позитивный вербальный текст может сопровождаться фонационными характеристиками со значением отрицательного отношения и др.; 2) замещать пропущенный вербальный компонент («Хочешь пойти с нами?» — отрицательный жест); 3) комбинироваться с вербальными средствами, передавая тот же смысл («Я хочу вот этот красный шар» + указательный жест).

Паралингвистические средства не являются автономной и замкнутой семиотической системой, но могут быть как элементами упорядоченных семиотических невербальных систем (см. Кинесика), так и отдельными неупорядоченными в систему показателями.

Обязательно присутствуя в речевом сообщении, паралингвистические средства отличаются, однако, непредсказуемостью реального воплощения. Например, при произнесении определённого типа вопроса требуется заданная мелодика, но тип тембральной окраски остаётся неизвестным, поэтому тип мелодики есть языковой факт, а тип тембра — паралингвистический.

Отдельные виды паралингвистических средств изучались ещё в 30‑х гг. 20 в. (работы Н. В. Юшманова по «экстранормальной фонетике»), понятие паралингвистики было введено в 40‑х гг. А. А. Хиллом, но основное развитие паралингвистика получила с начала 60‑х гг. 20 в., когда языкознание вышло за пределы изучения только собственно языковой системы.

  • Николаева Т. М., Успенский Б. А., Языкознание и паралингвистика, в кн.: Лингвистические исследования по общей и славянской типологии, М., 1966;
  • Колшанский Г. В., Паралингвистика, М., 1974;
  • Национально-культурная специфика речевого поведения, М., 1977;
  • Горелов И. Н., Невербальные компоненты коммуникации, М., 1980;
  • Birdwhistell R., Kinesics and context, Phil., [1970].

Т. М. Николаева.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Синонимы: