- Звуки речи
-
Зву́ки ре́чи —
минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. З. р. относятся к сегментным средствам, поскольку соотносятся с минимальными линейными единицами языка — фонемами. Супрасегментные звуковые средства, например тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей протяжённости — такими, как слог, слово, синтагма.
Способность к членораздельной речи возникает параллельно со способностью к таким мыслительным процессам, которые отличают человека от животных, пользующихся звуковой сигнализацией в целях коммуникации. При описании З. р. учитываются их артикуляционные, акустические и перцептивные характеристики (см. Артикуляция, Акустика, Восприятие речи).
Артикуляционно все З. р. делятся на 2 класса — гласные и согласные, различия между которыми связаны как с ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании (обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и с наиболее типичными артикуляторными движениями (смыкательные движения при артикуляции согласных, размыкательные — при артикуляции гласных), а также со специфическими для каждого класса З. р. общими свойствами (локализованное мускульное напряжение при артикуляции согласных, разлитое — при артикуляции гласных). Наиболее существенны различия между гласными и согласными в их роли при образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.
Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз или состояний речевого тракта — экскурсии, выдержки и рекурсии, где экскурсия — переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержка — нахождение органов в данном положении, а рекурсия — переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению. Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия — экскурсией следующего за ним. Гласные чаще характеризуются отсутствием фазы выдержки (особенно в безударных слогах), тогда как для согласных отсутствие выдержки — признак артикуляционной «небрежности» речи (например, произнесение щелевой, а не смычной аффрикаты в словах «часто», «лицо» и т. д.).
Артикуляция З. р. может быть охарактеризована как специфическая работа органов речи, создающая определённый акустический эффект. Кроме того, артикуляция каждого З. р. зависит от состава минимальной произносительной единицы — слога, в пределах которого этот звук произносится. Так, согласный [s] в слогах [su], [stu] и т. д. будет произноситься с обязательным участием губ (их округлением и выпячиванием), а в слогах [sa], [sta] и т. д. — без этого участия. Огублённость [s] — результат активной подготовки артикулирующих органов к произнесению гласного. Возможно и влияние артикуляционных свойств предшествующего звука: например, в слове «тут» конечный согласный [t] значительно озвончается на участке, примыкающем к гласному, что объясняется инертностью голосовых связок, которые «не успевают» полностью выключиться после окончания артикуляции гласного.
С акустической точки зрения З. р. представляют особый класс звуков. При их образовании в качестве источников выступают: а) голос; б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Возможны различные комбинации источников: при произнесении гласных участвует только голосовой, при произнесении глухих взрывных — только импульсный, при произнесении звонких щелевых — голосовой и турбулентный и т. д. Звук источника видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортанных полостей, конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого нёба и т. д.
Восприятие З. р. — сложная функция слуховой системы, осуществляющей и обнаружение З. р. (выделение их на фоне неречевых звуков), и их опознание. Известно, что опознание гласных и согласных связано с выделением полезных признаков и что такими признаками могут быть разные свойства звуков: так, например, полезным признаком, по которому различаются согласные [p], [t], [k], может быть характер движения формант на переходном участке спектра следующего гласного, полезным признаком сонанта [l] — лишь его меньшая интенсивность по сравнению с соседним гласным.
Сама выделимость звука речи как элемента речевой цепи базируется не столько на его артикуляторных, акустических или перцептивных характеристиках, сколько на той фонологической организации, которая свойственна языку (см. Сегментация).
- Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964;
- Бондарко Л. В., Звуковой строй современного русского языка, М., 1977;
- её же, Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи, Л., 1981;
- Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979.
Л. В. Бондарко.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.