- Детская речь
-
Де́тская речь —
особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8—9 лет) возраста. Первые систематические описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в середине 19 в. С 20—30‑х гг. 20 в. начинается интенсивное изучение развития речи в советской детской психологии, главным образом в целях обучения родному языку и развития речи в случае патологии. Собственно лингвистическое изучение Д. р. началось в психолингвистике (психолингвистике развития), рассматривающей Д. р. как речевую деятельность, которой свойственно употребление специфических средств для речевого общения. Особенности языковых средств Д. р.: детерминизм формы языковых знаков, большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения.
Д. р. свойствен своеобразный синтаксис. На ранних этапах наиболее употребительны однословные предложения, которые вместе с жестом, мимикой и интонацией оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. Двусловные предложения (следующая ступень развития синтаксиса) знаменуют появление выраженного словесно предиката, а также появление умений ребенка программировать высказывание. К 3—5 годам Д. р. практически не отличается от взрослой ни по грамматическим признакам, ни по лексическому наполнению, ни по структуре предложения. Однако полное и завершённое развитие речи наступает только при смене житейских понятий научными — в процессе обучения языку.
Психолингвистический подход к изучению Д. р. позволил решить вопрос о главных закономерностях развития речи: формировании грамматических и семантических обобщений в процессе предметной деятельности и общения, а также формировании на этой основе языковой способности — иерархически организованной системы элементов и правил их функционального использования. Компоненты языковой способности — фонетический, лексический, грамматический, семантический — соответствуют определённым уровням языка, но не тождественны им, представляя собой результат отражения и обобщения соответствующих единиц языка и правил их функционирования. Формирование компонентов языковой способности осуществляется по универсальным признакам, независимым от специфики конкретного языка.
- Гвоздев А. Н., Вопросы изучения детской речи, М., 1961;
- Леонтьев А. А., Исследования детской речи, в сб.: Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
- Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М., Язык и дети, М., 1981;
- Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982;
- Психолингвистика, М., 1984;
- McNeill D., The acquisition of language, [N. Y.], 1970;
- Slobin D., Ferguson Ch. [ed.], Studies of child language development, N. Y., [1973].
А. М. Шахнарович.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.