- Уйгурский язык
-
Уйгу́рский язы́к
(новоуйгурский язык) — один из тюркских языков. Распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (число говорящих 6,28 млн. чел.) и в СССР — в Казахской ССР и Средней Азии (число говорящих 181,3 тыс. чел., 1979, перепись). Термины «уйгуры» и «У. я.» для единого этнолингвистического коллектива приняты в 1921 на съезде советских уйгуров (прежние названия У. я.: татарский язык Западного Китая, язык китайских мусульман, турецкие наречия Западного Китая, восточно-туркестанский язык и ряд других). Продолжением древнеуйгурского языка У. я. не является. Подразделяется на 3 диалекта: центральный (включает илийский, турфанский, кашгарский, комульский, урумчинский, карашарский, кучарский, корлинский, аксуйский, яркендский говоры), хотанский, или южный, и лобнорский, или восточный. В названиях двух говоров, на которые подразделяется язык советских уйгуров, — илийско-семиреченский и кашгарско-ферганский — отражена история миграции уйгуров из Западного Китая в районы Семиречья и Ферганы.
В отличие от других тюркских языков, в У. я. широко распространена регрессивная ассимиляция гласных и согласных (баш ‘голова’ — беши ‘его голова’; тағ ‘гора’ — таққа ‘к горе’); сингармонизм непоследователен, нарушаются прогрессивная нёбная и губная гармония гласных (ишқа ‘делу’, қолам ‘моя рука’, өләп ‘умерев’); имеется редукция гласных (сиңил ‘младшая сестра’ — сиңлим ‘моя младшая сестра’); наблюдается выпадение согласных (ома < орма ‘жатва’, өдәк < өрдәк ‘утка’, кәсәңчу < кәлсәңчу ‘приходи же’); в некоторых случаях возникают эпентетические согласные (су ‘вода’ — суйи ‘его вода’, тоху ‘курица’ — тохурим ‘моя курица’).
Начиная с 11 в. уйгуры использовали арабский алфавит, на котором, в частности, создавались и произведения художественной литературы в 17—19 вв. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР арабская графика употребляется и сейчас, хотя с 1960 по 1965 была предпринята попытка заменить её алфавитом на латинской основе, унифицированным с китайским транскрипционным алфавитом пиньинь. С 1965 по 1982 употреблялись параллельно обе письменности, а с 1982 вернулись к арабской письменности. В СССР письменность уйгуров до 1930 на арабской графической основе, в 1930—46 на латинице, с 1946 на основе русской графики.
- Кайдаров А. Т., Уйгурский (новоуйгурский) язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 2, М., 1966 (лит.);
- Raquette G., Eastern Turki grammar, pt 1—3, B., 1912—14;
- Jarring G., Studien zu einer osttürkischen Lautlehre, Lund — Lpz., [1933].
- Баскаков Н. А., Насилов В. М., Уйгурско-русский словарь, М., 1939;
- Уйгурско-русский словарь, под ред. Ш. Кибирова и Ю. Цунвазо, А.-А., 1961;
- Jarring G., An eastern Turki-English dialect dictionary, Lund, [1964].
Л. Г. Офросимова-Серова.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.