Социологическое направление

Социологическое направление
Социологи́ческое направле́ние —

совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык прежде всего как социальное явление, как средство общения людей, связанное с их общественным положением, сферой занятий, образованием и т. п. В этом плане работы в области социолингвистики относятся к С. н. Однако термин «С. н.» применяется преимущественно к зарубежной лингвистике — системе взглядов на язык как социальное явление, возникших в виде реакции на индивидуалистический психологизм младограмматизма, а также в противовес взглядам представителей идеалистической неофилологии (К. Фосслер и другие; см. Эстетический идеализм в языкознании). С. н. оформляется на рубеже 19 и 20 вв., хотя социальная природа языка была отмечена ещё Дж. Локком, Дж. Вико, французскими энциклопедистами, В. фон Гумбольдтом и создателями этнической психологии (В. Вундт, Г. Штейнталь). Общественная сущность языка и необходимость историко-материалистического подхода к языковым явлениям подчёркивались в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. Маркс К., Энгельс Ф. о языке, Ленин В. И. о языке).

С. н. складывается во Франции (см. Французская социологическая школа), в Швейцарии (см. Женевская школа) и в США (У. Д. Уитни, Э. Сепир и другие); некоторые взгляды С. н. разделяли учёные Норвегии (А. Соммерфельт), Великобритании (Дж. Р. Фёрс и лондонская школа), Чехословакии (см. Пражская лингвистическая школа) и других стран. Представители С. н. определяют язык прежде всего как средство общения, затем как орудие формирования мышления, а также способ выявления эмоций. Основной, таким образом, считается коммуникативная функция языка, признаётся системный характер языка (см. Система языковая) и знаковая природа его единиц (см. Знак языковой, Знаковые теории языка). Учитываются также результаты исследований психологии и социологии, развивающихся одновременно с С. н.

Однако, относя язык к социальным явлениям, зависящим от жизни общества, в котором он используется, сторонники С. н. во Франции эти социальные явления первоначально рассматривали в духе социологии Э. Дюркгейма — как существующие над обществом и навязываемые отдельным его членам. Причины языковых изменений объяснялись только как результат изменений в обществе, пользующемся языком (А. Мейе), или воздействием противоречий между усложняющимися формами общения и стремлением к экономии языковых средств (Уитни и другие). В США язык трактовался как историческое наследие коллектива, которое предшествовало становлению материальной культуры, а с её возникновением и развитием продолжало сопутствовать ей: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» (Сепир). Впоследствии эти идеи легли в основу теории этнолингвистики (см. также Неогумбольдтианство) и так называемой антропологической лингвистики в США, а также частично использованы зарубежной социолингвистикой. Идеи С. н. соотносимы с некоторыми положениями философии языка, развиваемыми английскими философами (Л. Витгенштейн, Дж. Остин и другие; см. Логическое направление, Лингвистическая философия).

Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу разделялись и русскими языковедами начиная с 18 в., вслед за М. В. Ломоносовым. Некоторые положения С. н. были созвучны также взглядам советских учёных, исследовавших с 20—30‑х гг. социальную природу языка, определение языка как социального явления давалось ими с позиций марксистской философии (труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, Р. О. Шор и других; см. Язык и общество). Идеалистические основы зарубежного С. н. подвергались советскими языковедами критике за ошибочность определения языка с позиций дюркгеймианской социологии и идеалистической эстетики Б. Кроче, за попытки объяснить причины языковых изменений исключительно социальными причинами (например, трактовать расширение значений слов только как переход от использования слова в каком-либо из значений в узких сферах к общему употреблению) и устанавливать общие формулы изменений (например, фонетических) на основе смены типов цивилизации, за понимание нации как наличия у определённого коллектива «воли к единству» (Мейе), за изучение языков американских индейцев как антропологических курьёзов, а не с позиций изучения процессов формирования языков у разных народов и др. Отдельные идеи представителей С. н. были некритически восприняты так называемым «Новым учением о языке» (Н. Я. Марр) и послужили основой для вульгаризации марксизма (идеи об изначальной классовости языка, о смешении, т. е. скрещивании, языков как главном факторе языкового развития и др.).

Важное место в работах представителей зарубежного С. н. занимало изучение диалектов: территориальных, как свидетельства исторического развития языков, и социальных, как отражения классового и профессионального расслоения общества. Исследовалось взаимодействие этих двух типов диалектов с национальным языком в процессе его становления и развития. Изучение территориальных диалектов на рубеже веков легло в основу формирования диалектологии и лингвистической географии, а социальные диалекты позже стали объектом социолингвистики.

Косвенно с С. н. связано становление структурной антропологии, изучающей соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, К. Леви-Строс). В ранних работах представителей С. н. в центре внимания были проблемы истории языков и диалектов, соотношения языка и культуры, языковых и социальных структур. С 50‑х гг. началось изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в предписанных обществом формах и нормах поведения, в общественных и религиозных церемониях, при выражении радости, горя, дружбы и вражды во взаимоотношениях людей разных рангов и т. п., стали исследоваться речевые особенности средств массовой коммуникации и их воздействие на разные социальные слои населения (стиль общественных выступлений, пропаганды, рекламы и т. п.), а также процессы овладения языком детьми и отражение в речи индивида условий его происхождения и воспитания и др. Эта проблематика С. н. получила дальнейшее развитие в социолингвистике.

  • Лафарг П., Язык и революция, пер. с франц., М.—Л., 1930;
  • Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.—Л., 1934;
  • Вандриес Ж., Язык. Лингвистическое введение в историю, пер. с франц., М., 1937;
  • Мейе А., Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, пер. с франц., М.—Л., 1938;
  • Жирмунский В. М., Марксизм и социальная лингвистика, в кн.: Вопросы социальной лингвистики, Л., 1969;
  • Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977;
  • Слюсарева Н. А., Проблемы социальной природы языка в трудах французских лингвистов, в кн.: Теоретические проблемы социальной лингвистики, М., 1981;
  • см. также литературу при статьях Французская социологическая школа, Социолингвистика.

Н. А. Слюсарева.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Социологическое направление" в других словарях:

  • ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — – возникло и сформировалось на рубеже XIX–XX вв. (от лат. institutio – обычай, наставление, указание). Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Термин… …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ — литературные, понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и …   Литературный энциклопедический словарь

  • ТЕЧЕНИЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ — направление в послевоенном институционализме, характеризующееся усилением социологизации анализа экономических явлений. К числу его ведущих представителей относятся: Ф.Перру, Ж.Фурастье, Г.Мюрдаль, Дж.Гэлбрейт и др. Отличительными признаками И. с …   Большой экономический словарь

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА — – различные направления в буржуазной «науке» уголовного права. Каждое из этих направлений, появляясь в определённый период развития капитализма, отражает политические особенности данного периода и служит интересам буржуазии, стоящей у власти. В… …   Советский юридический словарь

  • Бельгия —         Королевство Бельгия (Koninkrijk van Belgie, Royaume de Belgique).         I. Общие сведения          Б. государство в Западной Европе. Граничит на Ю. З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С. З. омывается… …   Большая советская энциклопедия

  • группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.). Наиболее… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Социологическая мысль —    Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЗМ — плюралистическое направление социологии, принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. Сциентистские… …   Новейший философский словарь

  • Решетников, Феликс Михайлович — Феликс Михайлович Решетников Дата рождения: 29 декабря 1930(1930 12 29) Место рождения: Москва Дата смерти: 17 мая 1998(1998 05 17) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»