Языковая способность

Языковая способность
Языкова́я спосо́бность —

одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития; понятие, введённое в советской психолингвистической школе А. А. Леонтьевым и восходящее к идее Л. В. Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений». Существует две основные точки зрения на природу Я. с.: согласно одной из них, Я. с. заложена биологически и развивается по мере развития ребёнка (в основном американская психолингвистика), и напротив, согласно другой — Я. с. есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения (позиция советской психолингвистики, опирающаяся на многочисленные экспериментальные исследования и марксистско-ленинскую методологию).

В Я. с. различаются элементы и уровни. Элементы — это отражённые и обобщенные сознанием элементы системы языка. Отражением семантических отношений в языке служат прескрипторные правила (т. е. правила, предписывающие говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми связаны элементы Я. с. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый психолингвистический характер. Уровни Я. с. — связанные прескрипторными правилами функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни Я. с. соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, лексический, грамматический уровни, в т. ч. словообразовательный подуровень, синтаксический уровень. При изучении строения и функционирования Я. с. исследуется способ репрезентации системы языка в Я. с., прескрипторные правила выбора элементов, устройство уровней Я. с., что даёт возможность полнее представить психолингвистические механизмы речевой деятельности, функционирование системы языка в речевом общении.

  • Леонтьев А. А., Психофизиологические механизмы речи, в кн.: Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка, М., 1970;
  • Шахнарович А. М., Лендел Ж., «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1978, т. 37. № 3.

А. М. Шахнарович.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Языковая способность" в других словарях:

  • ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ — ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ. Система неосознаваемых правил речевой деятельности, формирующаяся в сознании человека; система компонентов, служащих обобщенным отражением системы языка. Реализуется в речевой деятельности в соответствии с коммуникативной… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Языковая способность — Генеративная лингвистика …   Википедия

  • Языковая интуиция — Для улучшения этой статьи желательно?: Проверить достоверность указанной в статье информации. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные …   Википедия

  • языковая компетенция —         ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ понятие, введенное в рамках генеративной лингвистики (см. Лингвистика генеративная) для описания владения языковыми средствами носителем языка. Указанному направлению присуще убеждение в том, что знание языка есть,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. То же, что лингвистическая компетенция. Владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает Я. к., если он имеет представление о системе… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЯЗЫКОВАЯ ДОГАДКА — ЯЗЫКОВАЯ ДОГАДКА. Способность раскрыть значение незнакомого слова (словосочетания) через контекст; строится на использовании знаний в области словообразования, умении понять уже известные многозначные слова в новых значениях, на знании… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Языковая игра — – определенный тип речевого поведения говорящих, основанный на преднамеренном (сознательном, продуманном) нарушении системных отношений языка, т.е. на деструкции речевой нормы с целью создания неканонических языковых форм и структур,… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • языковая компетенция личности —   I.    В теории речевой коммуникации: набор умений и способностей коммуниканта, включающий   1) умение выражать заданный смысл разными способами (способность к перефразированию);   2) умение извлекать из сказанного смысл и различать при этом… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • Языковая компетенция —   (Знание языка)   Собственно лингвистический уровень владения языком; подразумевающий знание и владение грамматической и словарной сторонами языка. Термин Н. Хомского, представляющий часть дихотомии competence / performance, предложенной им при… …   Словарь социолингвистических терминов

  • языковая личность — и.   I.   Любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в них системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и… …   Учебный словарь стилистических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»