Ассириология это:

Ассириология
Ассириоло́гия —

комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, культуру и языки народов, которые в древности писали клинописью. Ассириология в более узком смысле — комплекс дисциплин, изучающих историю, культуру и языки древней Месопотамии (Ассирии и Вавилонии).

Особенность лингвистической ассириологии состоит в том, что она занимается рядом языков, большинство из которых не родственны между собой; в её сферу входят аккадский язык, урартский язык, хурритский язык, хаттский язык, хеттский язык, лувийский язык, палайский язык, шумерский язык, эблаитский язык и эламский язык.

Бехистунская надпись Дария.

Изобретённое в конце 4‑го тыс. до н. э. шумерами на юге Месопотамии пиктографическое письмо в дальнейшем развилось в клинопись, которую приспособили для своего языка жившие севернее аккадцы, а позднее и многие другие народы древней Передней Азии. Соответственно языкам ассириология подразделяется на шумерологию, хеттологию и т. д. Внешне похожие на месопотамскую клинопись угаритская и древнеперсидская письменности генетически с ней не связаны и потому в сферу ассириологии не входят. Обучение клинописи повсюду осуществлялось посредством переписывания и заучивания определённого набора шумерских и аккадских текстов, что и приводило при всей этнической пестроте к некоторому культурному единству («клинописная» культура). По этим причинам занятия любой отраслью ассириологии требуют знания шумерского и аккадского языков, что и создаёт основу для объединения.

Клинописные тексты стали известны в Европе ещё в 17 в., а первые попытки их дешифровки были предприняты в 18 в., но ассириология получила научную базу лишь в 19 в. В 1802 Г. Ф. Гротефенду удалось правильно определить 9 знаков древнеперсидской клинописи, но его работа осталась незамеченной. В 20—30‑х гг. эта письменность была успешно дешифрована усилиями Р. К. Раска, Э. Бюрнуфа, К. Лассена и особенно Г. К. Роулинсона. Хотя древнеперсидская письменность не относится к сфере ассириологии, её дешифровка дала возможность использовать трёхъязычную часть (древнеперсидский, аккадский, эламский языки) Бехистунской надписи (около 521 до н. э.) в качестве трилингвы. Остальные две части трилингвы были дешифрованы (эламская не полностью) в 40—50‑х гг. трудами Роулинсона, а одноязычные тексты — трудами Ж. Опперта, Э. Хинкса и У. Ф. Толбота. Решающий эксперимент был произведён в 1857, когда четырём исследователям были разосланы копии вновь найденного клинописного текста на аккадском языке и сделанные ими переводы совпали во всех существенных деталях. Этот год и считается годом рождения ассириологии.

В 20—40‑х гг. начались первые научные раскопки в Месопотамии, и в руки исследователей попали десятки тысяч клинописных текстов (табличек), давших богатый материал для выяснения лексики и грамматики аккадского и шумерского языков.

Первая научная грамматика аккадского языка (1889) и первый словарь этого языка (1896) были созданы Ф. Деличем. Интерпретация шумерского языка, несмотря на обнаружение клинописных шумеро-аккадских «словарей» (силлабариев) и билингв, была затруднена невозможностью использовать сравнительно-историческую методику. Существовало мнение, что шумерский язык — не язык, а «жреческая тайнопись». Лишь в 1905 Ф. Тюро-Данженом был издан первый перевод шумерских надписей, а в 1923 А. Пёбель издал шумерскую грамматику. Однако многие проблемы шумерской грамматики и лексики ещё не решены. Поэтому интерпретации одноязычных шумерских текстов остаются в ряде случаев спорными, а получить связное чтение протошумерских (пиктографических) текстов пока не удаётся (возможно, что последние являются не текстами в точном смысле этого слова, а мнемоническими записями; в некоторых случаях есть возможность составить представление об их содержании).

В 1906 на городище Богазкёй была раскопана Г. Винклером древняя столица Хеттского царства с огромным клинописным архивом. Благодаря догадке Б. Грозного обнаруженный здесь язык был определён как индоевропейский, что дало возможность применить методы изучения индоевропейских языков, и интерпретация хеттского клинописного (неситского) языка продвинулась очень быстро. Обнаруженные здесь же хаттские (протохеттские) тексты, вкрапленные в хеттские надписи, поддаются интерпретации с трудом (понятны лишь тексты, снабженные хеттским переводом), и связных переводов одноязычных хаттских текстов получить не удаётся. Монументальные урартские надписи были обнаружены на Армянском нагорье ещё в 19 в., обнаружено и некоторое количество табличек. Интерпретация урартского языка была выполнена в основном трудами И. Фридриха и А. Гётце, а также И. И. Мещанинова, Г. В. Церетели, Г. А. Меликишвили, Н. В. Арутюняна и И. М. Дьяконова, но не может считаться завершённой. Ещё меньше удалось продвинуться в интерпретации родственного урартскому хурритского языка. С большими трудностями встречается и интерпретация эламского языка. Далека от завершения также и дешифровка лувийских иероглифических надписей, а в дешифровке урартской иероглифики делаются первые шаги. Ведётся работа над интерпретацией обнаруженных текстов из Эблы, обещающих значительные открытия. Раскопки в Месопотамии и других «клинописных» регионах ежегодно приносят гораздо больше материалов, чем их способны обработать ассириологи (количество хранящихся в различных собраниях клинописных текстов приближается, видимо, к полумиллиону).

В 19 в. ассириология была лишь вспомогательной отраслью библеистики, занимавшейся изучением Библии во всех её аспектах, но к началу 20 в. стала самостоятельной и бурно развивающейся областью науки. Ассириологические научные школы начали складываться с 19 в. в Германии, Англии и во Франции; позднее появились школы также в США, Японии, Италии, Чехословакии. Активно работают ассириологи и ряда других стран, в т. ч. арабских стран и Турции. Основные зарубежные центры ассириологии — в Берлине, Будапеште, Лондоне, Мюнхене, Париже, Праге, Риме, Филадельфии, Чикаго. Важнейшие хранилища клинописных памятников за рубежом: Лувр, Британский музей, Берлинский, Стамбульский, Багдадский, Пенсильванский и ряд других музеев в Италии, ФРГ, США и ГДР.

В России первые ассириологические публикации в 90‑х гг. 19 в. были осуществлены египтологами В. С. Голенищевым и Б. А. Тураевым. Коллекции клинописных памятников были собраны Голенищевым и Н. П. Лихачёвым (хранятся в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Образцовое издание шумерских документов из собрания Лихачёва было осуществлено в 1908—15 первым русским ассириологом-профессионалом М. В. Никольским. Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском университете П. К. Коковцовым. В середине 10‑х гг. развернулась деятельность В. К. Шилейко, издавшего ряд клинописных памятников и выполнившего их переводы. Ученик Шилейко А. П. Рифтин в 1933 возобновил преподавание ассириологии в Ленинграде, чем и положил начало самостоятельной советской школе ассириологов-филологов. В дальнейшем преподавание ассириологии началось в Грузии (Церетели), затем в Армении. Первоначально ассириология в СССР была по преимуществу исторической дисциплиной. Филологические и специально лингвистические исследования приобрели значительный размах в послевоенные годы: труды Дьяконова, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, Меликишвили и др. Важнейшими центрами ассириологии в СССР являются Ленинград (ЛО ИВАН {Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук} СССР, Эрмитаж и восточный факультет ЛГУ), Ереван (Институт востоковедения АН Армянской ССР, Ереванский университет), Тбилиси (Институт истории и Институт востоковедения АН Грузинской ССР, Тбилисский университет), ассириологи работают также в научных центрах Москвы, Баку, Минска.

Иероглифическая лувийская надпись из Кархемиша (9 в. до н. э.).

Клинописные тексты в копиях издаются музеями и другими научными учреждениями в виде отдельных изданий и многотомных серий. Выходят и периодические издания по ассириологии:

  • «Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale» (P., 1884—),
  • «Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete» (B., 1886—),
  • «Revue hittite et asianique» (P., 1930—),
  • «Sumer» (Baghdad, 1945—),
  • «Journal of Cuneiform studies» (New Haven, 1947—),
  • «Acta sumerologica» (Хиросима, 1979—).

Исследования по ассириологии печатаются также и в общевостоковедной периодике:

  • «Archiv für Orientforschung» (B., 1924—),
  • «Iraq» (L., 1934—),
  • «Journal of Near Eastern studies» (Chicago, 1942—) и др.;
  • в журнале «Orientalia» (Roma, 1932—) в разделе «Keilschriftbibliographie» регулярно публикуется библиография работ по ассириологии.

Издания памятников:

  • «Cuneiform texts from Babylonian tablets in the British Museum», L., 1896—;
  • «Vorderasiatische Schriftdenkmäler», Lpz. — B., 1907—;
  • «Musée national du Louvre. Département des antiquités orientales. Textes cunéiformes», P., 1910—;
  • «Keilschrifturkunden aus Boghazköi», B., 1916;
  • «Archivi reali di Ebla», Roma, 1985—.
  • Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961;
  • Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии. М., 1967;
  • Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. Сб. переводов, М., 1976;
  • История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980;
  • Оппенхейм А. Л., Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации, пер. с англ., М., 1980;
  • Reallexikon der Assyriologie, Bd 1—, Lpz. — B., 1928—;
  • Handbuch der Orientalistik, Abt. 1, Bd 2, Abschn. 1—2, Leiden, 1959.

В. А. Якобсон.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ассириология" в других словарях:

  • ассириология — ассириология …   Орфографический словарь-справочник

  • АССИРИОЛОГИЯ — наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ассириология — сущ., кол во синонимов: 2 • лингвистика (73) • семитология (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Ассириология — Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Города государства Шумера · Верхнемесопота …   Википедия

  • ассириология — (собств. + ...логия) наука, изучающая историю, литературу, язык и письменность (клинопись) древних народов месопотамии (шумеров, вавилонян, ассирийцев и др.). Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. ассириология [соб. + гр. понятие,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АССИРИОЛОГИЯ — комплекс наук, изучающих язык, историю и культуру народов, населявших в древности Переднюю Азию, Месопотамию и Иран (шумерийцы, вавилоняне, ассирийцы и др.) и писавших клинописью. До 12 в. н. э. осн. источниками по древнейшей истории Передней… …   Советская историческая энциклопедия

  • ассириология — и; ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю древних народов, пользовавшихся клинописью (ассириян, вавилонян, шумеров и др.). * * * ассириология наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и …   Энциклопедический словарь

  • АССИРИОЛОГИЯ — комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х. и пользовавшейся особой словесно слоговой письменностью, т. н.… …   Православная энциклопедия

  • Ассириология —         наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии (См. Вавилония) и Ассирии (См. Ассирия), в широком смысле весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (Клинописью), в этом смысле А …   Большая советская энциклопедия

  • Ассириология — наука об ассиро вавилонских древностях и клинообразных надписях. Литературу см. в ст. Клинопись, Ассирия, Вавилония, Элам …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»