- Речевая деятельность
-
Речева́я де́ятельность —
1) один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р. д. встречается в работах Л. В. Щербы и некоторых других советских учёных 20—30‑х гг. С щербовским пониманием Р. д. связано распространённое в методике преподавания иностранных языков понятие «видов Р. д.» (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.). Понятие Р. д. в этом значении восходит к психологическим работам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В таком понимании термин «Р. д.» употребляется с середины 60‑х гг. 20 в. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно данной концепции, психологически организована подобно другим видам деятельности, т. е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой — состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль; применительно к Р. д. эти фазы и составляющие их операции впервые выделены Выготским). Р. д. может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчинённую цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. Конкретная организация Р. д., в частности типология и номенклатура речевых операций, понимаются различными советскими психолингвистами [А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Е. М. Верещагин, Т. В. Ахутина (Рябова)] несколько различно. С начала 70‑х гг., с появлением в психологии понятия «деятельность общения» (коммуникативная деятельность), понятие «Р. д.» получает узкую интерпретацию; так, в некоторых работах она понимается как деятельность, мотив которой связан с производством самой речи (а не с её использованием вне коммуникативного акта).
Поскольку понятие «Р. д.» является специфическим для советского направления в психолингвистике, в частности для так называемой московской психолингвистической школы, термин «теория Р. д.» иногда употребляется в СССР синонимично термину «психолингвистика». За пределами СССР Р. д. наиболее интенсивно исследуется лингвистами и психолингвистами ГДР и ФРГ, во многом опирающимися на работы советских учёных.
- Теория речевой деятельности, М., 1968;
- Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969;
- его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, М., 1969;
- его же, Речь и общение, «Иностранный язык в школе», 1974, № 6;
- Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
- Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974;
- Ахутина Т. В., Нейролингвистический анализ динамической афазии, М., 1975;
- Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М., Теоретические и прикладные проблемы речевого общения, М., 1979;
- Выготский Л. С., Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М., 1982;
- его же, Проблема сознания, там же, т. 1, М., 1982;
- Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М., 1987;
- Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1974;
- Dormagen H., Theorie der Sprechtätigkeit, Weinheim — Basel, 1977.
А. А. Леонтьев.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.