Лондонская школа

Лондонская школа
Ло́ндонская шко́ла —

одно из направлений структурной лингвистики. Сложилось и организационно оформилось в 40‑х гг. 20 в. Основоположник Л. ш. — Дж. Р. Фёрс, вокруг которого объединились У. Аллен, М. А. К. Халлидей, Р. Х. Робинс, У. Хаас, Ф. Р. Палмер и другие.

Л. ш. стремится к построению общей теории, в рамках которой можно было бы найти объяснение специфических особенностей конкретных языков, выработать адекватные методы структурно-функционального их исследования. В становлении Л. ш. важную роль сыграли национальные традиции британского языкознания, которое с середины 19 в. интенсивно исследует живые языки разнообразных типов, так называемые «примитивные» или «экзотические» языки, а также культурно-социологическая доктрина Б. Малиновского, этнографа и антрополога, развившего теорию, согласно которой язык и культура обладают некоторыми общими свойствами: и в культуре, и в языке проявляются основные побуждения, желания, потребности, обусловленные социальной и биологической природой человека. Под культурой понимается весь контекст человеческого поведения. По Малиновскому и Фёрсу, общество, личность и язык функционально-генетически тесно связаны: для научного проникновения в их сущность необходим учёт функциональной стороны этих трёх компонентов. Устанавливается связь имманентных по своему существу социологических и лингвистических структур.

На формирование общелингвистического кредо Л. ш. известное опосредованное влияние оказали некоторые идеи Э. Дюркгейма и Ф. де Соссюра и положения бихевиоризма (см. также Бихевиоризм в языкознании). Развиваемой ею теории соотношения языка и культуры близки положения об установлении соотношения социальных и языковых структур на основе антропологических и этнографических теорий Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Э. Сепира и Б. Уорфа (см. Сепира — Уорфа гипотеза), которые подвергались критике в советском языкознании.

Фёрс и его последователи призывают изучать живые языки, особенно малоизученные языки Азии и Африки. Однако культурно-исторические идеи были лишь фоновыми для Л. ш. Ряд работ лингвистов, примыкавших к Л. ш., были конкретно грамматическими и продолжали традицию английских грамматистов, таких, как, например, Г. Суит.

Задача языкознания для Л. ш. — создание совокупности технических приёмов для изучения языковых явлений. Языкознание автономно, т. е. не обязательно опирается на данные других наук — психологии, социологии и т. п. Метод описания для Л. ш. — это общий принцип, или система критериев, которыми руководствуется исследовательская практика. Понятие «язык» употребляется в трёх основных значениях: как побуждение и внутренние стимулы в природе человека, т. е. естественный дар; как традиционные системы или привычки, т. е. постоянное усвоение языковых норм и активное владение ими, язык в этом смысле — определённая система; как обобщённый термин для бесчисленного множества индивидуальных высказываний или языковых актов. Различаются «структуры» и «системы», подчинённые разграничению синтагматических и парадигматических отношений между единицами языка. Выделение структур связано с установлением синтагматических отношений (структуры горизонтальны и одномерны). Выделение систем связано с установлением парадигматических отношений (системы вертикальны, объёмны и многомерны).

«Значение» рассматривается Л. ш. как сложное лингвистическое явление, требующее исследования на всех уровнях языковой структуры. Значение какой-либо формы можно раскрыть лишь на основе анализа её употребления. Значение состоит из отдельных элементов, выделение которых достигается поуровневым его членением как целого. В анализе значения важнейшую роль играет контекстуализация, т. е. приём установления контекста применительно к каждому языковому уровню. В терминологии Л. ш. выделяются так называемые модусы значения — фонологические, лексические и т. п. Различаются два важнейших вида контекстуализации: ситуационный контекст и социальный контекст. Контекст ситуации — это реальный словесный контекст. На лексическом уровне — это типичное и постоянное окружение, именуемое коллокацией. Контекстуализация формы на грамматическом уровне — это приём соположения взаимосвязанных грамматических категорий, именуемый коллигацией.

Конкретные исследования Л. ш. касаются следующих проблем: место и функции языка в обществе; язык и культура; сущность языка и его определение; движущие силы развития языка; строение языка; выделение языковых уровней и единиц; задачи языкознания; система лингвистического описания; система терминов лингвистического описания; существенные признаки лингвистических категорий и критерии их установления; возможность привлечения экстралингвистических данных к лингвистическому анализу; языковое значение и его место в лингвистическом анализе; ситуационная теория значения; понятие контекста; виды контекста; функциональное расслоение языка; личность в связи с исследованием языка; просодический анализ. В Л. ш. проводилось изучение функционирования языка в разных ситуациях общения: в общественных и религиозных церемониях, во взаимоотношениях людей разных рангов.

Исследования, проводившиеся в Л. ш., сыграли определённую роль в становлении социолингвистики, а также функциональной грамматики, контекстуальной грамматики и лингвистики текста.

  • Фёрс Дж. Р., Техника семантики, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962;
  • Кубрякова Е. С., Из истории английского структурализма (Лондонская лингвистическая школа), в кн.: Основные направления структурализма, М., 1964;
  • Ольховиков Б. А., История языкознания. Лондонская лингвистическая школа, М., 1974 (лит.);
  • Firth J. R., Papers in linguistics, 1934—1951, L. — Oxf., 1957;
  • Studies in linguistic analysis, Oxf., 1957;
  • Langendoen D. T., The London school of linguistics. A study of the linguistic theories of B. Malinowski and J. R. Firth, Camb. (Mass.), 1968 (лит.);
  • Halliday M. A. K., An introduction to functional grammar, L. — [a. o.], 1985.

Т. А. Амирова.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Лондонская школа" в других словарях:

  • ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА — политэкономии, сложилась в конце 19 в. Основатель У.С. Джевонс. Его последователи (Ф. Хайек, Л. Роббинс и др.) отстаивают свободу действия рыночных сил, выступают против широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Отдельные идеи… …   Современная энциклопедия

  • ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА — политэкономии сложилась в кон. 19 в. Основатель У. С. Джевонс. Его последователи (Ф. Хайек, Л. Роббинс и др.) с позиций неолиберализма отстаивали свободу действия рыночных сил, выступали против широкого вмешательства государства в экономическую… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лондонская школа — политэкономии, сложилась в конце 19 в. Основатель У.С. Джевонс. Его последователи (Ф. Хайек, Л. Роббинс и др.) отстаивают свободу действия рыночных сил, выступают против широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Отдельные идеи… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Лондонская школа — политэкономии, сложилась в конце XIX в. Основатель  У. С. Джевонс. Его последователи (Ф. Хайек, Л. Роббинс и др.) с позиций неолиберализма отстаивали свободу действия рыночных сил, выступали против широкого вмешательства государства в… …   Энциклопедический словарь

  • Лондонская школа бизнеса и финансов — (LSBF) Оригинальное название London School of Business Finance Год основания 2000 …   Википедия

  • Лондонская школа бизнеса — (англ. London Business School …   Википедия

  • Лондонская Школа Экономики — и политических наук (англ. London School of Economics and Political Science, LSE) подразделение Лондонского университета. Школа основана в 1895 г. В настоящее время в школе обучается около 7000 студентов. Содержание 1 История 2 Руководители школы …   Википедия

  • Лондонская школа экономики — и политических наук (англ. London School of Economics and Political Science, LSE) подразделение Лондонского университета. Школа основана в 1895 г. В настоящее время в школе обучается около 7000 студентов. Содержание 1 История 2 Руководители школы …   Википедия

  • Лондонская школа экономики и политических наук — The London School of Economics and Political Science (LSE) …   Википедия

  • Лондонская школа —         в буржуазной политической экономии, одно из направлений буржуазной экономической теории, сложившееся в конце 19 в. на кафедре политической экономии Лондонского университета. Основатель школы У. С. Джевонс. Его последователи Э. Кеннан, Ф.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»