Натуралистическое направление

Натуралистическое направление
Натуралисти́ческое направле́ние

в языкознании — направление, возникшее в рамках сравнительно-исторического языкознания 1‑й половины 19 в. и распространявшее принципы и методы естественных наук на изучение языка и речевой деятельности.

Представители этого направления рассматривали язык как естественное (природное) явление, исходя из того, что он существует материально — в звуках, знаках, используемых для передачи языка и воспринимаемых органами слуха или зрения, существует реально — его развитие не зависит от воли говорящего и происходит эволюционно, как рост кристалла, растения или животного. Соответственно языкознание относилось к естественным наукам и противопоставлялось филологии, которая, изучая памятники культуры, сознательно созданные людьми, занимается исследованием текста. На основе лексического, синтаксического и стилистического анализа филолог определяет практическую и эстетическую ценность памятников письменности; языковед изучает фонетическое и морфологическое строение языка и законы его развития; методы исследования языковеда — наблюдение, сравнение, систематика и праязыковое моделирование (см. Праязык).

Основателем направления был А. Шлейхер, изложивший свои взгляды на язык в работах «Языки Европы в систематическом освещении» (1850), «О морфологии языка» (1859), «Теория Дарвина и наука о языке» (1863, рус. пер. 1864), «Значение языка для естественной истории человека» (1865, рус. пер. 1868) и других. Идеи Н. н. развивали также М. К. Рапп («Физиология языка», 1836—41; «Сравнительная грамматика как естествоведческая наука», ч. 1—3, 1852—59), М. Мюллер, который трактовал положения Н. н. в наиболее упрощённой форме, утверждая, в частности, что мозг выделяет мысль, подобно тому как печень выделяет жёлчь, А. А. Овелак («Лингвистика», 1876, рус. пер. 1881).

Формулируя общие законы развития языка как естественного организма, Шлейхер опирался на объективно-идеалистическую философию истории Г. В. Ф. Гегеля, а также на эволюционную теорию Ч. Р. Дарвина, однако Шлейхер, как и другие представители Н. н., подчёркивал, что язык — исключительное свойство, привилегия человека, т. к. у животных нет языка, а есть лишь «ужимки». Изменения языка различны в трёх эпохах его существования — «первоначальном создании, развитии, жизни».

Поскольку материальной основой языка являются мозг, органы речи и чувств, постольку, по мнению Шлейхера, создание языка есть очеловечивание природы, т. е. формирование материального субстрата мышления и механизма говорения. Выработке рефлексов речевой деятельности способствуют звукоподражания и непроизвольные выкрики, однако это ещё не язык, действительное назначение которого — быть органом (аппаратом) мысли, мышлением в звуковой материи. Воплощение идеи в звук и есть развитие языка как собственно человеческого свойства; в доисторическую эпоху дух нашёл своё воплощение в членораздельных звуках и образовал множество праязыковых форм. Язык как форма (организм) возникает только тогда, когда понятия и представления, материализуясь в звуках (корнях), становятся значениями, а их отношения выражаются суффиксами или флексиями. Так возникают корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов. «Если в первом классе, — писал Шлейхер в 1850, — мы встречали недифференцированное тождество значения и отношения, чистое бытие значения в себе, если во втором классе дифференцируются звуки, обозначающие значение и отношение, отношение выступает в обособленном звуковом бытии для себя, то в третьем классе это различие включается в единство, но в единство, бесконечно более высокое, потому что выросло из различия, имеет его своей предпосылкой и включает его в себя как снятый момент». Таким образом, три различных класса праформ рассматривались не только с точки зрения морфологической классификации, но и с точки зрения их развития и совершенности. Утверждалось, что в историческую эпоху происходил распад праформ под воздействием фонетических процессов и аналогии; историческая эпоха породила дифференциацию языковых областей, привела к образованию родственных языков и диалектов. Деление праязыков на семейства, ветви и подвиды Шлейхер представлял в виде родословного древа (на примере индоевропейских языков).

Значение научных идей и трудов Шлейхера велико: он способствовал выработке в историческом языкознании принципа системности и метода реконструкции праязыка; морфологическая и генеалогическая классификации прочно вошли в общую теорию языка; рассмотрение создания языка как очеловечивания природы стало компонентом учения о происхождении языка и мышления. Однако такие положения теории Н. н., как объяснение причин эволюции языка только биологическими факторами, характеристика индоевропейских языков как самых совершенных, отрыв развития и истории языка от функционирования и истории общества, подверглись критике уже с момента их выдвижения.

Наряду с исследованием общих законов развития языка, представители Н. н. изучали речевую деятельность как физиологическую и психофизиологическую [артикуляционная (физиологическая) фонетика, психофизиология речевого акта и речевого поведения]. Достижения физиологических школ Н. н. использовались младограмматиками (см. Младограмматизм) и дескриптивистами (см. Дескриптивная лингвистика), в психолингвистике, нейролингвистике, в методике обучения иностранным языкам. Признавая важность подобного описания автоматизма речевых навыков, советские языковеды и психологи подчёркивают при этом общественную природу речевой деятельности, ведущую роль сознания в деятельности человека.

  • Дельбрюк Б., Введение в изучение языка, в кн.: Булич С. К.. Очерк истории языкознания в России, т. 1, СПБ, 1904;
  • Потебня А. А., Мысль и язык, 3 изд., Харьков, 1913, с. 7—21;
  • Чикобава А. С., Проблемы языка как предмета языкознания, М., 1959, с. 33—60, 139—51;
  • Десницкая А. В., О лингвистической теории Августа Шлейхера, «Вопросы языкознания», 1971, № 6;
  • Кодухов В. И., Общее языкознание, М., 1974;
  • Березин Ф. М., История лингвистических учений, М., 1975;
  • Амирова Т. А., Натуралистическое направление. А. Шлейхер, в кн.: Амирова Т. А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975 (лит.);
  • Lefmann S., August Schleicher, Lpz., 1870;
  • Beneš B., Wilhelm von Humboldt, Jacob Grimm, August Schleicher, Winterthur, 1958;
  • Sebeok Th., Portraits of linguists, v. 1, Bloomington — L., [1966];
  • Dietze J., August Schleicher als Slawist. Sein Leben und sein Werk in der Sicht der Indogermanistik, B., 1966.

В. И. Кодухов.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Натуралистическое направление" в других словарях:

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • натуралисти́ческий — ая, ое. 1. прил. к натурализм. Натуралистическое направление в живописи. 2. Характеризующийся вниманием к бытовым деталям, отсутствием обобщения в описании, изображении действительности. Натуралистическое описание. □ Ей претил «бытовизм», простое …   Малый академический словарь

  • Итальянское искусство* — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянское искусство — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кумичич, Евгений — Евгений Кумичич Eugen Kumičić Псевдонимы: Jenio Sisolski …   Википедия

  • натуральный — ая, ое; лен, льна 1) полн. ф. устар. Относящийся к природе, принадлежащий природе; природный. В старой географической литературе было не много сказано о природе, населении и натуральных богатствах далекого Талышского края (Соколов Микитов).… …   Популярный словарь русского языка

  • ЛИКЕЙ — философская школа Аристотеля, открытая в Афинах, учеников которой прозвали  перипатетиками, то есть «прохаживающимися», за то, что они имели обыкновение прохаживаться вслед за Аристотелем в саду Ликея во время занятий или лекций. Местом для нее… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Законы развития языка — Законы развития языка  понятие, нередко встречающееся в лингвистической литературе, однако не определённое достаточно чётко. Одна из причин  отсутствие в языкознании достаточного разграничения понятий развитие и изменение. Часто изменение каких… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — сфера знаний о психике людей и животных, т. е. о формах активности, отображения, регулирования, с помощью которых живые существа реализуют себя в бытии. Центральной проблемой П. на протяжении многих веков оставался человек и его субъективная… …   Современный философский словарь

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»