Московская фонологическая школа это:

Московская фонологическая школа
Моско́вская фонологи́ческая шко́ла —

направление в исследовании звукового уровня языка. М. ф. ш. возникла в конце 1920‑х гг. Её основатели — Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин — и их единомышленники — И. С. Ильинская, Г. О. Винокур, А. И. Зарецкий и другие — опирались на идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ (см. Казанская лингвистическая школа). На формирование М. ф. ш. оказали влияние и взгляды Н. Ф. Яковлева, также продолжавшего традиции Бодуэна де Куртенэ. Развитие идей М. ф. ш. содержится в трудах представителей М. ф. ш. второго и следующих поколений. Обобщение идей М. ф. ш. в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60—70‑х гг., осуществлено М. В. Пановым.

Основа теории М. ф. ш. — учение о фонеме. Важнейшее положение — необходимость применения морфологического критерия при определении фонемного состава языка (в этом главное отличие М. ф. ш. от ленинградской фонологической школы и от других фонологических школ). Для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме (точнее — морфе), т. е. позиционно чередовались. Фонему представляет весь ряд (совокупность, множество) позиционно чередующихся звуков. В этот ряд могут входить самые различные звуки: близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в русском языке фонема ⟨с⟩ может быть представлена звуками [с] — «с отцом», [с°] — «с отчимом», [с’] — «с сестрой», [з] — «с братом», [з’] — «с дядей», [ш] — «с шурином», [ж] — «с женой», [ш’] — «с чадом», нулём звука — «с щедрым» и др. У фонемы две основные функции; перцептивная — способствовать отождествлению — и сигнификативная — способствовать различению значимых единиц языка — слов и морфем. Применение морфологического критерия опирается на перцептивную функцию фонем: опознавание и отождествление говорящими слов, а также морфем, выступающих в разных контекстах и реализованных в связи с этим разными звуками, осуществляется благодаря не только единству значения, но и единству фонемного состава. Применение морфологического критерия опирается и на сигнификативную функцию фонем: выступая в одной морфеме и не участвуя, следовательно, в смыслоразличении, позиционно чередующиеся звуки относятся к одной фонеме.

М. ф. ш. детально разработала теорию позиций — условий употребления и реализации фонем в речи. Позиционные чередования могут быть обусловлены фонетическими и морфологическими позициями. В фонетических позициях чередуются звуки, образующие фонему. В морфологических позициях чередуются фонемы, образующие морфонему. Позиции могут быть сильными и слабыми. В сильных фонетических позициях фонема наилучшим образом выполняет свои функции, в слабых позициях функции фонемы ограничены. В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своём основном виде (например, в русском языке ⟨а⟩ в звуке [а] под ударением не рядом с мягкими согласными: «ад», «сад», «роса»). В перцептивно слабой позиции фонема представлена звуком, обусловленным данной позицией (⟨а⟩ звуком [ä] между мягкими согласными: «пять»). В сигнификативно сильной позиции фонема не нейтрализуется с другой фонемой (ко[с]а — ко⟨с⟩а, ко[з]а — ко⟨з⟩а). Сигнификативно слабая позиция — это позиция неразличения, нейтрализации фонем (ко[с] — ко⟨с⟩ и ко⟨з⟩). В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать разные слова и морфемы. В сигнификативно и перцептивно сильной, т. е. абсолютно сильной, позиции выступает основной представитель фонемы, её доминанта; в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими вариациями, в сигнификативно слабых позициях — вариантами.

М. ф. ш. выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах позиционно чередующихся звуков. Соотношение фонем, представляющих собой непересекающиеся множества звуков, и фонем — пересекающихся множеств, имеющих общую часть, в разных языках различно.

М. ф. ш. ввела понятие гиперфонемы. Первоначально под гиперфонемой понималась характеризующая систему фонем функциональная единица, выступающая в позиции нейтрализации, а также группа нейтрализующихся фонем. Позднее гиперфонема стала пониматься как функциональная единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфов и представляющая собой общую часть нейтрализуемых фонем, не приводимую в этих морфах к сигнификативно сильной позиции.

Первоначальное содержание термина «гиперфонема» было положено в основу термина «слабая фонема» в теории фонемы Аванесова, выдвинутой им в середине 50‑х гг. По этой теории, фонема, или сильная фонема, представлена рядом звуков, выступающих в сигнификативно сильных позициях, слабая фонема — рядом звуков, выступающих в сигнификативно слабых позициях. Объединение сильной и слабой фонемы представляет собой фонемный ряд. Сильная и слабая фонемы рассматриваются как элементы словоформы, фонемные ряды — как элементы морфемы.

Основные положения, выдвинутые при анализе фонемы, применяются М. ф. ш. и при рассмотрении суперсегментных явлений: ударения, тонов, интонации, диэремы, сингармонизма и др.

Построение фонологической модели языка, с точки зрения М. ф. ш., возможно только при учёте всех фонетических реализаций фонологических единиц. Отсюда пристальное внимание представителей М. ф. ш. к звуковой материи языка, в т. ч. и к изучению её методами инструментальной фонетики.

Идеи М. ф. ш. нашли применение в первую очередь в теории письма — графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании неродного языка. Положение о том, что позиционно чередующиеся единицы представляют собой варианты одной и той же единицы более высокого уровня, находит всё большее применение не только в фонологии, но и при описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др.

  • Аванесов Р. И., Фонетика современного русского литературного языка, [М.], 1956;
  • Кузнецов П. С., К вопросу об ударении и тоне в фонологическом и фонетическом отношении, в кн.: Теоретические проблемы прикладной лингвистики, М., 1965;
  • его же, Проблема дифференциальных признаков в фонологии и разграничения различных типов их, в кн.: Исследования по фонологии, М., 1966;
  • Панов М. В., Русская фонетика, М., 1967;
  • его же, Современный русский язык. Фонетика, М., 1979;
  • Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии, М., 1970;
  • его же, Фонологические этюды, М., 1975;
  • его же, Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии, М., 1979;
  • Сидоров В. Н., О Московской фонологической школе, в кн.: Развитие фонетики современного русского языка, М., 1971.

Л. Л. Касаткин.


Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1990.

Смотреть что такое "Московская фонологическая школа" в других словарях:

  • МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление в фонологии (Н. Ф. Яковлев, В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, А. М. Сухотин, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, М. В. Панов и др.), возникшее в 20 30 е гг. 20 в. Исходит из понимания фонемы как смыслоразличительной единицы, которая… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Московская фонологическая школа — (МФШ)  одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ[1] о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой). Возникновение школы… …   Википедия

  • московская фонологическая школа — направление в фонологии (Н. Ф. Яковлев, В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, А. М. Сухотин, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, М. В. Панов и др.), возникшее в 20 30 х гг. XX в. Исходит из понимания фонемы как смыслоразличительной единицы, которая… …   Энциклопедический словарь

  • московская фонологическая школа — лингвистическая школа, возникшая в конце 20 х гг. XX в. в Москве в среде учёных, работавших в крупнейших учебных и языковедческих научных центрах столицы. Её основатели  Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров и др.… …   Москва (энциклопедия)

  • Петербургская фонологическая школа — Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… …   Википедия

  • Ленинградская фонологическая школа — Ленинградская фонологическая школа  научное направление в исследовании звукового уровня языка. Основоположник  Л. В. Щерба (последователь И. А. Бодуэна де Куртенэ), его ученики  С. И. Бернштейн, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. В 1912 Щерба… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Фонологическая концепция М. В. Панова — Фонологическая теория М. В. Панова, во многом следовавшего традиции Московской фонологической школы[1][2], основана на специфическом понимании парадигматики и синтагматики и признаёт наличие в языке двух рядов фонем: синтагмо фонем и… …   Википедия

  • Фонологическая оппозиция — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика …   Википедия

  • Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого — Н. С. Трубецкой Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого одно из направлений в фонологии. Содержание …   Википедия

  • Фонологическая концепция Р. И. Аванесова — …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»